Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Голубой дом Фриды Кало: В музее самой знаменитой мексиканской художницы

В этом доме в 1907 родилась художница Фрида Кало, одна из самых известных в мире женщин. La casa azul, или Голубой дом, ласково называют его мексиканцы. Здесь всегда много посетителей. Фрида, которая много времени проводила в одиночестве, была бы этому рада. Не могу сказать, что мне близко творчество Фриды Кало, да я и не очень-то была с ним знакома, но в Мехико мы не могли не посетить дом-музей самой знаменитой мексиканской художницы. Этот дом принадлежал семье Кало с 1904. При рождении девочку назвали Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (Magdalena Carmen Frida Kahlo Calderón). Кало – это фамилия отца, он был немцем, эмигрировавшим в Мексику. Кальдерон – фамилия матери, мексиканки с примесью индейской крови. Отец Фриды был фотографом, поэтому она с детства увлекалась фотографией и благодаря этому сегодня, помимо живописных портретов, мы имеем много фотографий Фриды Кало и знаем, какой она была, эта женщина с бровями, похожими на крылья летящей птицы. Вся жизнь Фриды Кало – это бе

В этом доме в 1907 родилась художница Фрида Кало, одна из самых известных в мире женщин. La casa azul, или Голубой дом, ласково называют его мексиканцы. Здесь всегда много посетителей. Фрида, которая много времени проводила в одиночестве, была бы этому рада.

Не могу сказать, что мне близко творчество Фриды Кало, да я и не очень-то была с ним знакома, но в Мехико мы не могли не посетить дом-музей самой знаменитой мексиканской художницы.

Этот дом принадлежал семье Кало с 1904. При рождении девочку назвали Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (Magdalena Carmen Frida Kahlo Calderón). Кало – это фамилия отца, он был немцем, эмигрировавшим в Мексику. Кальдерон – фамилия матери, мексиканки с примесью индейской крови.

Фрида Кало "Моя семья" (1949).
Фрида Кало "Моя семья" (1949).

Отец Фриды был фотографом, поэтому она с детства увлекалась фотографией и благодаря этому сегодня, помимо живописных портретов, мы имеем много фотографий Фриды Кало и знаем, какой она была, эта женщина с бровями, похожими на крылья летящей птицы.

Вся жизнь Фриды Кало – это бесконечная боль и невероятная стойкость духа.

В шесть лет девочка перенесла полиомиелит, последствием которого стала хромота. Фрида всю жизнь скрывала её длинными юбками. Но это было только начало всех несчастий, выпавших на её долю.

В семнадцать она попала в автокатастрофу: автобус, в котором она ехала, врезался в трамвай. Врачи не верили в её выздоровление: считалось, что выжить после таких травм невозможно. Но Фрида выжила. С тех пор физическую боль она ощущала всегда. Боль не отпускала её ни на минуту.

Почти год была прикована к постели. Именно тогда она начала рисовать: отец сделал специальный подрамник, позволяющий писать лёжа, а к балдахину кровати было прикреплено зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя.

La casa azul производит тяжёлое впечатление, ты просто кожей чувствуешь: здесь поселилось несчастье. Не всё смогла фотографировать. Например, не смогла сфотографировать кровать с зеркалом. И даже самая оптимистичная картина Фриды Кало – «Viva la Vida!» («Да здравствует жизнь!») – несмотря на яркие краски и позитивный настрой, производит гнетущее впечатление:

Вышла оттуда с тяжёлым сердцем, и только когда оказались в тенистом цветущем саду, сразу стало легче.

Испанский дом невозможен без сада.

Автобусная авария была не последней аварией в её жизни. Начав ходить, Фрида пошла в художественную школу. Её работы, простые по сюжету и близкие к наивному народному искусству, высоко оценил художник Диего Ривера. Именно он, Диего, стал, по её собственным словам, второй аварией её жизни, причём вторая оказалась посерьёзнее первой.

-5

Он – огромный, толстый, некрасивый, но очень талантливый и харизматичный, художник-монументалист, любитель красивых женщин, пламенный коммунист. И старше Фриды на 20 лет.

Она – маленькая и хрупкая. Любила носить мужские костюмы, сниматься обнажённой, всю жизнь курила, грубо ругалась, но была невероятно привлекательной, удивительным образом сочетая в себе невинность с распущенностью.

В 22 Фрида вышла за Диего замуж. Надпись на стене внутреннего дворика сообщает о том, что Фрида и Диего жили в этом доме в 1929-1954:

К своим бесконечным романам Диего относился легко. Фрида не оставалась в долгу и отвечала тем же. Но измены мужа заставляли её страдать. «Незаживающая рана», – так Фрида называла Диего: никто так сильно не мучил её и никого она так сильно не любила.

Тихо и спокойно в их доме никогда не было. Страсти там бушевали. В 1939 эти двое развелись, но продолжали любить друг друга и через год, когда Фрида проходила лечение в Сан-Франциско, снова поженились. Правда, с тех пор всегда жили раздельно.

В 1939 в Париже проходила выставка мексиканского искусства и картины Фриды стали сенсацией на этой выставке. Одну картину приобрёл Лувр – автопортрет «Рама»:

Фрида Кало «Рама» (1937).
Фрида Кало «Рама» (1937).

Фрида стала знаменитой художницей. Интерес к её творчеству был огромный. Несмотря на то, что её картины нравились далеко не всем: сложные, насыщенные чувствами, сюрреалистичные, они откровенно говорили о страданиях, через которые пришлось пройти художнице.

В 1953 в родном Мехико проходила первая персональная выставка Фриды Кало. Между тем, её физическое состояние становилось всё хуже. Несмотря на запрет врачей, она присутствовала на открытии выставки: её принесли туда на кровати, одетую в нарядную мексиканскую одежду.

13 июля 1954 Фрида Кало умерла от воспаления лёгких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие.

Диего Ривера пережил Фриду на три года.

«Диего – начало. Диего – мой ребёнок. Диего – мой друг. Диего – мой возлюбленный… Диего – я сама. Диего – это всё».

-8

В 1955 в Сasa azul открылся музей Фриды Кало. Здесь всё придумано ею и сделано её руками:

Столовая:

Студия Фриды, здесь много окон и солнечного света:

Кухня в мексиканском стиле:

В музее хранится коллекция личных вещей Фриды: одежда, обувь, украшения. Она была модницей. При этом не обращала внимания на то, что модно, а создавала свою моду, свой неповторимый стиль. Одевалась ярко и нарядно. Носила длинные платья в пол, скрывающие больную ногу. Очень любила юбки с кружевными оборками, в каких ходили мексиканские крестьянки:

-13

На выставке «Мексика» в Париже в 1939 её платья произвели фурор. Смелые и яркие наряды, многие из которых были украшенные коммунистической символикой. Свои корсеты, которые была вынуждена носить из-за болезни, –кожаные, металлические, гипсовые – она превращала в настоящие произведения искусства, разрисовывала и украшала:

-14

Постоянно испытывая боль, Фрида Кало своими яркими нарядами создавала иллюзию цветущей, здоровой женщины. Её фотопортрет в мексиканском наряде, выполненный фотографом Николасом Мюрреем в 1939 в Нью-Йорке, украсил обложку журнала «Voquе»:

-15

Она стала создательницей неповторимого стиля, который уже много лет вдохновляет художников и модных стилистов. Корона из волос и цветов на голове, сросшиеся чёрные брови, крупные бусы и пышные крестьянские юбки. Осознанный эпатажный стиль как вызов обществу. Как инструмент для выражения собственной позиции. Уникальный стиль вопреки всему...

То, что не убивает, делает нас сильнее. Это правило Ницше работает отнюдь не всегда, думала я, выходя из музея. То, что не убивает, может сделать нас сильнее, это правда, но может и сломить. В случае Фриды этого,к счастью, не случилось.

Но знала бы феминистка Фрида Кало, боровшаяся за права женщин, которых они действительно были лишены, к чему приведёт их борьба сегодня...

Музей совсем небольшой, его осмотр занимает не больше часа. Здесь всё бережно сохранено так, как было при жизни Фриды и Диего.

Адрес: Мехико, ул. Лондрес, 247.