Круглый стол в ОПРФ это часть проекта моей благотворительной организации "Защитники детства", который реализуется при использовании гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов и направлен на решение задачи по продвижению социальной значимости проблемы семейных споров.
Уже не первый раз нашими партнерами становится комиссия Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, совместно с которыми мы и сделали наш круглый стол.
Услышать мнение, основанное на опыте и практике и ежедневной работе, было для нас особо важным. И мы его услышали. А теперь расскажу об этом вам более подробно.
"Родители воруют друг у друга детей и начинаются проблемы"
Открыл мероприятие Сергей Рыбальченко, председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.
Говоря о проблемах, имеющихся в сфере семейных отношений, Сергей отметил:
Мы знаем огромное количество споров, когда родители друг у друга воруют детей и потом начинаются проблемы, связанные с их возвращением и это даже приобретает криминальный характер. Мы, как общественники, выступаем за последовательные решения: проведение медиации и поиск взаимоприемлемых решений
Также, обозначая болевые точки обсуждаемой сферы, Рыбальченко отметил, что на 100 браков в стране приходится 70 разводов ежегодно, эта ситуация сохраняется уже несколько десятков лет, она устойчива и по прогнозам она сохранится ближайшие годы. Это, в свою очередь, повлекло те проблемы, которые и обсуждают участники круглого стола.
"В головах людей решения судов можно не исполнять"
Один из основных докладчиков на правах организатора - автор блога. Я, как обычно, говорю о статистике, о проблемах и их причинах: почему решения судов не исполняются и что с этим делать.
Говорю о слабом исполнении действующего законодательства, привожу в пример административку по ч.2 и 3 ст.5.35 - когда комиссии по делам несовершеннолетних привлекают родителей-нарушителей к ответственности, а эти родители затем успешно оспаривают эти постановления в судах - порядка 43% таких постановлений отменяются судами в силу процессуальных нарушений.
А даже если не отменяются - санкция статьи никого не пугает.
Еще при слабой системе мер ответственности родители остаются очень незащищены друг перед другом. Сколько историй, когда мама годам искала ребенка, нашла и вернула, а уже на следующий день должна передать папе на порядок общения. Конечно, в подавляющем большинстве, мамы никого никому не передают и это понятно и объяснимо. Не хочется еще годы тратить на следующий сезон поисков ребенка. Только теперь уже она становится нарушителем и должником. Единичные истории, в которых мамы не боятся, а папы стали честно исполнять порядок и возвращать детей - единичные и, скажем честно, в основе такого законопослушания лежит успех проведенной "спецоперации" по принуждению одной из сторон к миру.
Родительские споры - одна из самых актуальных категорий обращений к уполномоченным по детям
В 2023 году наблюдается увеличение обращений в аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Так, по вопросам определения места жительства ребенка в аппарат поступило 406 обращения, по вопросам реализации прав отдельно проживающего родителя - 529.
Такие данные привела советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка - Ольга Лазунина
Также, Лазунина отметила, что полагаясь на исполнительные производства и людей в форме, родители не учитывают, что проблемы детско-родительских отношений этим не решается.
Зачастую установление порядка общения через принудительное исполнение является одним из способов манипуляции со стороны бывшего супруга или супруги
Лазунина также привела в пример Алтайский край, в котором на базе служб приставов созданы медиативные комнаты.
Ольга Ярославская, уполномоченная по правам ребенка в Москве, поделилась опытом столицы, в том числе по медиации. По мнению уполномоченной, когда пара еще в самом начале бракоразводного процесса и еще не встали на тропу войны, то помочь им медиативно можно.
Ярославская привела столичную статистику: запросов на медиацию в центры Москвы поступило 3 701, из них до медиативных процедур, которые были проведены дошло 806 случаев. А вот из этих 806 случаев 70% споров удалось урегулировать. При этом 80% обращений связано с порядком общения и местом жительства.
Ольга также отметила важность того, что сознание граждан необходимо формировать задолго до столкновения с проблемами:
Я верю в профилактику. Когда мы вкладываем в детей, если мы будем наше подрастающее поколение проводить через процедуры медиации, то в дальнейшем, когда они станут мамами и папами и если будут разводиться, то это будет экологичный развод, без перетягивания ребенка. Поэтому у нас в Москве есть школа юного медиатора
Глазами науки
Возраст от 9 до 12 лет - это тот возраст, когда типичный возрастной реакцией на развод родителей является создание альянса с одним родителей и отвержение другого. Это возрастная типичная реакция. А если это возрастная типичная реакция это не является психическим расстройством, - рассказала в своем докладе Ольга Русаковская, старший научный сотрудник отдела судебно- психологических экспертиз ФГБУ НМИЦ ПН им. В.П. Сербского.
Русаковская отметила, что научным сообществом центра Сербского хорошо изучены значимые аспекты семейных споров, а также механизмы формирования негативного отношения ребенка к родителю в ситуации высококонфликтного развода. При этом важно, что индуцирование и отчуждение это лишь одни из целого ряда таких механизмов.
Синдром отчуждения родителя. Это есть, оно изучено, но не надо его возводить в абсолют
Говоря о проблемах, эксперт выделила следующие:
Нас очень беспокоит увеличение количества семей, предпочитающих решать вопросы воспитания детей в судебном порядке. Нас очень беспокоит сложности в исполнении судебных решений...И странно привлекать специалистов после решения суда для того, чтобы можно было дать такое заключение, чтобы можно было не исполнять судебное решение
Говоря о проблемах в части специалистов, Русаковская отметила существующую возможность применения специалистами специальных знаний "с целью искажения истины" и отметила, что это делают в том числе специалисты, которые прошли повышение квалификации на базе Сербского и теперь используют эти документы.
Еще одна проблема - граждане стали готовиться к проведению экспертиз:
Мы вынуждены разрабатывать методы по выявлению симуляций, поскольку подэкспертных стали "натаскивать" на экспертизы
Татьяна Секераж, начальник отдела психологической экспертизы ФБУ РФЦСЭ имени профессора А.Р. Шляхова при Минюсте России, кандидат юридических наук, тоже согласилась с тем, что недопустимо опираться на мнение специалистов о том, что решение суда невозможно исполнить при наличии довольно свежего экспертного заключения и самого решения суда.
К исследованию семьи нужно подходить в системе и исследованию подлежат взаимоотношения каждого члена семьи с каждым членом семьи, ребенка с каждым родителем, родителей между собой, и это довольно сложная многообъектная и многопредметная экспертиза и конечно, никакой разговор потом психолога и ребенка, как будто нежелающим общаться с одним из родителей и в связи с этим невозможность исполнения решения суда, то мы конечно видим на какой чаше весов у нас объективность, досФБУ РФЦСЭ имени профессора А.Р. Шляхова при Минюсте России
Екатерина Васкэ, доктор психологических наук, кандидат философских наук, доцент, главный научный сотрудник, обратила внимание на досудебные заключения
Это заказ, это коммерческий проект. Тебе его заказали, ты абсолютно ничем не скован, это голая коммерция. Для нас это очень большая проблема
Также Васкэ обратила внимание на то, что довольно сложными понятиями стали манипулировать непрофессионалы
Почему то считается, что если гражданский спор о детях, то все всё понимают и это самое простое, что может быть....На самом деле неграмотные или даже мошенники, псевдопсихологи не понимают, что родители враждуют, находятся в эскалации конфликта или они уже деформированы в ценностях и установках...разобраться в этом очень тяжело. И ребенок тоже личность. Но он находится в психотравмирующей ситуации. Но все так легко определяют индуцирован или нет. Это недопустимо
Продолжая поднятую предыдущими спикерами тему о привлечении психологов на исполнительные действия Васкэ отметила, что приставы должны их привлекать
Что психолог должен делать у приставов, когда его привлекают? Он должен контакт устанавливать, он должен смягчать эмоциональное состояние ребенка и должен помогать. "Помоги" это призван делать психолог, а не разрушь. А у нас разрушают. И некоторые психологи считают себя вправе вынести какое то решение
Имеющиеся меры принуждения не соответствуют тяжести совершаемых проступков
Анна Зенина, заместитель начальника отдела организации исполнительного производства ГУ ФССП России по городу Москве указала на то, что само по себе предъявление исполнительных документов на исполнение указывают на невозможность граждан самостоятельно урегулировать взаимоотношения.
Зачастую это связано с психологическим формированием должников образа родителя, это также намеренное сокрытие ребенка от одного из родителей. Также, это опасение должника, что надлежащее исполнение требований исполнительного документа повлияет на желание ребенка изменить место жительства в пользу другого родителя.
Алексей Анфалов, заместитель начальника отдела исполнительного розыска ГУ ФССП России по г. Москве в качестве основной проблемы обозначил, что имеющиеся меры принуждения явно не соответствуют тяжести совершаемых проступков. А также отметил несогласованность действий различных служб, вовлеченных в исполнение решений судов при розыске ребенка.
Не урегулирован, по мнению специалиста, и вопрос действий органов МВД, при обнаружении ими ребенка, находящегося в розыске.
Они зачастую не знают, что делать дальше. Если родитель лишен родительских прав, то тут все понятно....когда родитель не лишен родительских прав, сотрудники полиции зачастую теряются. И это ничем не регламентировано. В соответствии с законом "О полиции" сотрудники имеют право задержать на 48 часов. И вот эти 48 часов им дается, чтобы выйти на судебных приставов, а нам совершить необходимые действия
Галина Дрижак, начальник окружного управления № 2 Министерства социального развития Московской области, начальник управления
Дрижак поддержала идею об обязательной медиации и отметила необходимость разработки безболезненной и нетравмирующей процедуры исполнения решений судов.
И необходимо ужесточение ответственности за неисполнение решения суда. мы не так категоричны по уголовной ответственности, но что касается ограничений в родительских правах надо внести в Семейный кодекс изменения
Психолог, блогер Артемий Сибирский на основе взаимодействия с женской аудиторией своего блога, отметил, что женщинам крайне необходимо получать как можно больше информации о своих правах. Но, с его слов, дети часто являются инструментом манипуляции родителей. И эту тенденцию необходимо останавливать.
Елена Орешникова, адвокат, также отметила затянутые сроки рассмотрения судебных дел и предложила, чтобы сроки рассмотрения именно таких категорий дел был закреплены и выделены законодательно.
Надежда Швырева, адвокат, рассказала о вопросах международного похищения детей и отметила, что в этой части механизмы работают достаточно четко. В качестве примера Надежда рассказала об успешном недавнем кейсе, когда девочку вернули из России в страну ее постоянного проживания, при содействии службы судебных приставов одного из регионов России. Это известный случай, когда папа с ребенком вывез ребенка на сапборде через Финский залив. Однако, как отметила адвокат, такие механизмы действуют не со всем странами.
На этом отведенные три часа для круглого стола подошли к концу. Участники продолжат обмениваться предложениями по профессионализации сферы, которые будут собраны комиссией ОПРФ и нашей организацией в единый пакет, который станет в дальнейшем направлениями для работы.
Со своей стороны выражаю еще раз признательность участникам мероприятия.
Видеозапись мероприятия доступна здесь