Автор статьи Владимир Потапов, профессиональный пилот.
До сих пор помню свой восторг и удивление, когда однажды, следуя служебным пассажиром из командировки, я зашёл в гости к своему старшему товарищу в его рабочий кабинет – кабину самолёта Ту-154. Лайнер шёл на высоте более 11 000 метров* в крейсерском режиме на автопилоте. Курс – строго на восток. Скорость 1050 км/ч.**! При этом приборная скорость на указателе скорости была 530 км/ч., а истинная 930. Я тогда был ещё молодым пилотом, и хоть летал на довольно серьёзной машине с двумя турбовинтовыми двигателями, высоты, на которых я привык летать, были поменьше – до 7000 м.. И никогда я ещё не видел столь большой разницы между приборной скоростью и истинной! Ну 150 км/ч., ну пусть чуть побольше! Но чтобы такая разница! Почти в 2 раза! Я видел такое впервые! В теории ещё в лётном училище мы считали на навигационной линейке НЛ-10 скорости для разных условий и высот, однако читатель знает, что одно дело в теории, другое - убедиться на практике!
В чём же тут дело?
Дело в том, что пилот или экипаж в своей работе оперирует тремя скоростями самолёта, каждая из которых нужна для решения той или иной задачи.
Самая важная для пилотирования скорость – приборная. Она сообщает пилоту о том, какой силы скоростной напор (поток) обтекает самолёт, его рулевые поверхности, крыло, киль, стабилизатор. Эта скорость соответствует истинной скорости самолёта только в одном случае – когда высота равна нулю над уровнем моря, давление и температура соответствуют стандартной атмосфере, т.е 760 мм.рт.ст. и 15 градусов по Цельсию выше нуля. Во всех остальных случаях она будет отличаться от истинной скорости на величину поправки. Чем выше поднимается самолёт, чем больше опускается наружное давление воздуха, тем больше будет эта разница.
Указатель скорости это анероидная коробка, механизм, стрелка, всё просто! Но в простоте скрыто гениальное решение! Дело в том, что такая скорость очень нужна именно для целей пилотирования, потому как её суть – скоростной напор. И именно информация о нём важна при взлёте или посадке в жару или холод, на высокогорном аэродроме или в равнинной местности. Скорость срыва потока с крыла также измеряется по приборной скорости и, грубо говоря, на всех высотах при любых температурах, приближение скорости срыва грамотно, просто и надёжно определять с помощью именно этого параметра! Эффективность рулей – это плотность потока на рулевых поверхностях. Пользуясь приборной скоростью, пилот всегда знает, какого поведения ожидать от самолёта.
Как вы уже поняли при помощи такого показателя, как скорость истинная, пилотировать самолёт на малых скоростях, например на наивыгоднейшей скорости, которая в принципе не далеко от скорости срыва, опасно и не удобно. По мере увеличения высоты, пилоту приходилось бы постоянно считать поправку, а какая же на этой высоте наивыгоднейшая скорость? (На этой скорости обычно осуществляется набор высоты – наивыгоднейшая скорость – скорость наилучшего аэродинамического качества и наилучшей вертикальной скорости набора высоты)
Поэтому приборная скорость и простейший указатель скорости по принципу анероидной коробки, которая, по сути решает задачу вычесть от полного давления статическое, таким образом вычислив скоростной напор – самые необходимые параметр и прибор для целей именно пилотирования! В нашем случае эта скорость была 530 км./ч..
Следующая важная для экипажа скорость – это скорость истинная.
Само название говорит само за себя! Это приборная скорость со всеми поправками. Она, как правило, увеличивается с высотой, так как на высоте плотность воздуха меньше, и аэродинамическое сопротивление самолёта уменьшается. Истинная скорость равна путевой в случае, если самолёт летит в абсолютно статичном воздушном пространстве, когда нет вообще никакого ветра! Максимальная приборная скорость самолёта с подъемом на высоту падает, а максимальная истинная до определённой высоты, которая у каждого самолёта своя, растёт. Максимальные скорости самолётов и вертолётов даны во всех документах и справочниках именно в этом понимании скорости. Истинная!
Важный параметр необходим для решения навигационных задач.
Однако и этот параметр требует уточнения!
Какой ветер на высоте вашего полёта? Попутный или встречный? Или может быть под каким-то углом к линии пути? Если мы учтём ветер, то получим скорость путевую. В нашем случае это 1050 км./ч.. Вот эту скорость и подставляйте в задачку «Из пункта А в пункт Б …» ответ будет правильным!
Должен сказать, что есть у пилотов, летающих на реактивных авиалайнерах ещё один очень важный параметр, связанный со скоростью. Это число Маха. Есть и прибор, показывающий этот параметр – махометр. Показывает отношение истинной скорости к скорости звука на данной высоте при данном давлении и температуре. Дело в том, что, несмотря на стреловидное крыло и очень жёсткую обшивку, современные лайнеры имеют ограничение скорости по этому числу. В основном в районе 0.82-0.88 М ( у Ту-154М – 0.86М).. Приближаться, а тем более превышать это число запрещено, иначе не избежать проблем с устойчивостью и управляемостью самолёта!
Зачем я написал всё это?
Увлекаясь историей авиации с сожалением обнаружил, что многие авиационные историки не понимают этих вещей. В одной лекции один исторический светила сравнил скорость советского истребителя у земли с максимальной скоростью немецкого на высоте 6,5 тысяч метров, и заявил, что разница 100 км/ч.! Я не стал его подозревать в умышленном подлоге, будем считать, что историк просто не грамотен. Потому что скорости у тех истребителей, про которые говорил историк, у земли, были равны. На средних высотах советский истребитель выигрывал у немецкого, а на больших высотах уступал. Т.е. картина не выглядела столь удручающей, как рисовал лектор. Советские лётчики в 1943м году не летали на дровах!
В обсуждениях на форумах и комментариях код моими видео, всегда найдётся комментатор, который, откопав данные лётных испытаний на немецком, начинает без учёта того, о чём я написал выше, сравнивать приборные скорости с истинными, не видя разницы. Истинная скорость немецких истребителей у таких фолк-историков всегда оказывается выше приборной у советских! С далеко идущими выводами, естественно ошибочными! И такие «эксперты» берутся опровергать данные, предоставленные например специалистами НИИ ВВС! «Превосходство советских истребителей в скорости над немецкими, на малых и средних высотах – это советская пропаганда» - громко кричит некомпетентный выскочка! И наблюдать за всем этим грустно!
Ну а вы, дорогие читатели, теперь знаете! У самолёта три скорости***! Если придётся с кем – то спорить, всегда уточняйте, какая именно!
*- За давностью лет не могу сказать точнее.
**- временами доходила до 1080 и даже 1100 км/ч.
***- три по большому счёту, четыре вместе с числом М, а если заглянуть в учебник по воздушной навигации, то можно накопать ещё несколько тонких нюансов , разновидностей. Но основных, принципиальных – три!