Я буду постоянно находить сходство между человеком и керамическими изделиями. Ведь я керамист, и аналогии у меня рождаются сами собой, когда я наблюдаю за людьми (очень люблю это делать).
Столетия сменяют друг друга, но всегда «работают» над людьми одни и те же алгоритмы Великого гончара. Я вижу, как любой человек, подобно керамическому сосуду, "проходил" процесс формовки, сушки и обжига.
В этот раз поделюсь моим пониманием обжига – этапа, оказывающего решающее воздействие на свойства моего главного героя. Разумеется, не сосуда, а человека.
Для начала расскажу, что происходит при обжиге с глиной.
Обжиг - важнейшая стадия преображения глины в керамику. Этот процесс оказывает решающее влияние на конечные свойства материала. Новые эстетические характеристики, качества прочности, функциональные свойства и почти мистическое изменение цвета глины после обжига.. Всё это только следствие воздействия огня.
Суть процесса – удаление при высоком нагревании целого ряда химически связанной воды и органических компонентов. Превращение рыхлого в монолитное.
Теперь я подхожу к самому интересному - схожести процесса обжига глины и закалки характера человека. Принимая волевое решение испытать на себе мощные нагрузки любого толка, стоит подумать: так ли все просто - отправил себя в критические условия – и красавец!?
При работе с глиной я всегда помню, что разной керамической массе соответствует строго определенная температура обжига. Это базовый закон. Так же, как для каждого из нас существует предельно допустимый критический параметр «прокачки».
Мы очень рискуем, оставаясь в ситуации, где «раскаляемся» выше того, к чему готовы в силу природных качеств. В керамике неверно подобранная температура обжига ведет к дефектам изделия.. посмотрите на людей вокруг себя: видите "трещины", "деформации"? Похоже на признаки некорректного внешнего воздействия.
Это не значит, что нужно избегать обжига, это исключительно про то, что необходимо знать себя и стремиться найти оптимальное соответствие себе во внешнем мире. Ведь если керамическое изделие не прошло обжиг вовсе, или температура была слишком низкой, оно будет хрупким и бесполезным. Про человека здесь можете сами придумать метафору.
На двух фото одно и то же изделие, - моя вольная копия древнегреческого сосуда, до и после обжига. Правильного обжига.
Только в обжиге формируются окончательные свойства изделия.
Перечислю некоторые, основные, анализируя которые можно понять, насколько подходящим для материала был обжиг:
Возьмем прочность, простую механическую, как среднестатистическое состояние человеческого организма. Если изделие пережило оптимальную температуру обжига, оно будет выносливо к широкому диапазону дальнейшего бытового воздействия. Как человек в хорошей физической форме останется невозмутим к нестандартным сценариям жизни, просто осознавая, что сможет дать отпор при необходимости.
А вот другой тип человека: болезненно реагирующий, выглядящий уязвимым, он напоминает мне сосуд, спекание которого было не полным из-за слишком низкой температуры обжига. Конечно, такой же хрупкой может быть и керамика, прошедшая слишком высокую температурную обработку, но она ещё будет деформирована.
Все несовершенства керамической поверхности ясно видны при внимательном рассмотрении. Но только практикующий керамист определит, например, по окраске изделия, не была ли превышена температура обжига. Об этом будут свидетельствовать сильные изменения цвета глазури, вплоть до полной потери.
В современное керамическое производство уже внедрено достаточно способов контролировать технологические процессы, чтобы получать после обжига изделия с заданными характеристиками. Как и для понимания человеком самого себя написано и сказано немало полезного. Есть и очень интересные современные исследования, легко применимые на мой взгляд в обыденной жизни.
О них я и буду рассказывать на канале НЕЙРОАРХИТЕКТУРА. Подписывайтесь и используйте!