В Советском Союзе парфюмерно-косметическая фабрика «Новая заря» была практически монополистом.
Причем западные парфюмеры отмечали качество советской продукции, особенно учитывая тот факт, что советская парфюмерная промышленность все-таки отставала от западной по технологиям.
На фабрике создавались знаковые, легендарные духи, оставшиеся в истории парфюма СССР.
Духи « Красный Мак» от фабрики "Новая Заря", известные нескольким поколениям советских женщин, знак времени и страны, производились вплоть до начала 80-ых годов ХХ века.
Винтажный аромат был впервые выпущен в 1927г в честь 10-летия Октябрьской революции фабрикой "Новая Заря". Создатель парфюма Д.Грабер вдохновлялся видениями главной героини балета Тао Хао о прекрасных садах с алыми маками из легендарного балета Р.М.Глиэра «Красный мак». Так на свет появились духи-легенда СССР: восточно-цветочный аромат с нотками гвоздики и пыльной корицы, очень экспрессивный и выразительный.
Считается, что на фабрике «Новая заря» новые духи разливали во флаконы, не использованые Брокаром до Революции. На фабрике Брокара, переименованной в «Новая заря», духи «Opia» («Опиа») разливались в флаконы с двумя выпуклыми в основании цветами, похожими на мак. К флакону прилагался колпачок шарообразной формы.
Первые флаконы «Красного мака» закрывались сферическим колпачком из матового стекла с притертой пробкой. Их разливали в флаконы с цветами матового травления понизу, в поздних версиях цветы отливались сразу при изготовлении прозрачными. Позже притертую пробку преобразовали в стеклянный шестиугольник. Сам аромат тоже претерпел изменения: в угоду моде, ближе к 80-му году, духи стали менее насыщенными и концентрированными. Существовала мужская версия духов- одеколон «Красный мак», более сдержанного звучания.
Продавались подарочные наборы "Красный мак". В них на красном шелке с атласным ложементом лежали дополнительные средства ухода за собой. В разные варианты набора могли входить: пудра, духи, одеколон и мыло, все вместе или с разными вариациями.
Упаковка «Красного мака» привлекала внимание своим ярким цветом: на желтом фоне, символизирующим богатство на Востоке, красовался алый мак в окружении китайских иероглифов. Шарм восточного колорита упаковке добавляла кисточка из переплетенных желтых и красных шелковых нитей.
Духи пользовались успехом и даже экспортировались в другие страны.
К премиальным ароматам относятся советские духи «Каменный цветок».
Аромат создали в 1955г на фабрике «Новая заря»
парфюмеры П.В.Иванов и В.А. Грибанова.
В роскошную шипровую композицию входили ноты бергамота, шалфея, душицы, тимьяна, бархатцев, мускуса, ириса, сандалового дерева, дубового мха, березового дегтя, гречишного меда и кожи.
Духи относились к категории «экстра» и имели обволакивающий, благородный сладко-горький аромат. «Каменный цветок» завоевал Гран-При на промышленной выставке 1958г, благодаря новаторским компонентам
(синтетическому мускусу). Парфюм был гордостью советской парфюмерии и одним из самых дорогих, производимых в СССР.
Именно "Каменный цветок" преподнесли в качестве дипломатического подарка Жаклин Кеннеди в 1961г.
В середине 90-х, после нескольких перевыпусков, «Каменный цветок» сняли с производства.
В 1957г к Интернациональному Фестивалю молодёжи и студентов в Москве были выпущены сувенирные духи «За мир и дружбу».
В пятиконечной коробке с фестивальным цветком с пятью лепестками, символизирующими 5 континентов, находились пять флакончиков духов. Духи имели свежий аромат, отражающий оптимистичное настроение молодежного фестиваля.
Советская парфюмерия "звучала" неожиданно и интригующе.
Так, вопреки "космическому" названию, духи "Спутник" начинались с "земных" аккордов "бабьего лета" в осеннем лесу и в шлейфе имели холодные "космические" ноты.
Эти первые "космические" духи "Новая заря" выпустила осенью 1958г - к годовщине первого запуска искусственного спутника Земли. К этому времени СССР отправил на орбиту ещё два спутника(ещё один отправили США). Именно поэтому на коробке духов изображены все три советские спутника.
В противовес земному аромату, упаковка и флакон были "космическими".
Глубокий синий фон коробки с золотыми спутниками и звездами скрывал эффектный флакон матового стекла, стилизованный под глобус с золотой этикеткой спутника, наклееной на территорию СССР. Дизайн флакона- слияние футуризма и арт-деко.
Второй "космический" аромат был посвящен первой женщине, полетевшей в Космос-Валентине Терешковой. Этот парфюм- визитная карточка первой советской женщины-космонавта.
Новые духи назвали"Ярославна"
- символ преемственности эпох.
Оформлении флакона и коробки- собирательный образ. Флакон можно трактовать как женскую фигуру в кокошнике, геометрически стилизованной по моде 60-х, с одной стороны и силуэт ракеты с другой.
Белая ромбовидная коробка тоже не случайна. Белый цвет-чистота и благородство.
Ромб- реверанс в сторону военной тематики- отсылает к петличным знакам советской военной формы. Лавровая ветвь- символ победителей. Ненавязчивая агитация, призванная показать превосходство и достижения СССР.
По слухам, первый выпуск парфюма был разлит во флаконы из хрусталя. Эти духи- презент для особых случаев. Жизнь парфюма оказалась долгой: созданный в 1963г, в год космического полета Терешковой, "Ярославна" выпускалась вплоть до середины 1980-х годов.
Советские парфюмеры старались придумывать нетривиальные самобытные запахи.
К примеру, легенда советского парфюма-"Or des Scythes"("Злато скифов") пахли мёдом, корицей, сандалом и амброй.
По легенде, этот парфюм придумали ещё в 50-х, но этот факт не нашел подтверждения.
По другой версии, автор аромата парфюмер М.А.Степанова.
Сама Степанова эту информацию игнорировала – как будто такого запаха «Новая заря» никогда не выпускала.
Марина Степанова начала работу на фабрике «Новая заря» в 1976г. после учебы в пищевом институте, отработав в Госкомитете по экономическим связям. Это была работа по ее специальности.
*парфюмерия, как ни удивительно, относится к пищевой промышленности.
Через два года Степанова
начала создавать духи. Ее авторства дух"Коппелия", "Барс", "Импульс".
Созданию аромата "Злато скифов" предшествовали
раскопки кургана "Толстая могила" в Днепропетровской области в 1971г. При раскопках были обнаружены 4 кг золотых украшений.
Изображение одного из украшений этого клада-массивного царского пектораля
(нагрудное украшение),
поместили на коробочку «Злата скифов».
Флакон в виде древней ладьи выполнили стеклодувы из города Гусь-Хрустальный.
С течением времени флакон «Злато скифов» несколько раз менял внешний вид. Изменения коснулись и самого аромата. Так мёд, корица, сандал и амбра были заменены цветочно- альдегидным ароматом, соответствующим моде.
Интерес Запада к российскому парфюму появился после Перестройки.
Из наиболее известных на Западе- "Maroussia" от Славы Зайцева.
* Самого Вячеслава Зайцева Западная пресса к тому времени окрестила "Красным Диором".
До 1985г иностранцы его не видели: коллекцию, созданную Зайцевым, выпускали на показы из страны, но сам автор во Франции до 85г не появлялся.
Модели Вячеслава Зайцева показали всему миру, что за железным занавесом мода существует. И по подиуму прошлись модели в сапогах-"казаках", ярких платках, шапках-"кубанках".
В 1992-м выпустили духи "Maroussia" от Славы Зайцева, а в 1994-м доля продаж духов "Maroussia" в Европе поднялась до уровня 5% от всего парфюмерного рынка. Европейцам так нравилась эта новинка, что за 2 года раскупили 20 мл флаконов. Это был первый из последовавших парфюмов от нашег модельера.
"Maroussia" - игра слов от созвучного "Моя Россия"(Ma Russie), красный флакон стилизован под Кремль.
Все ароматы Зайцева продаются на Западе. В России парфюм этой марки известен меньше.
Почему так? Потому что эти духи выпускают зарубежом.
Калужский комбинат синтетических душистых веществ и Московский экспериментальный завод душистых веществ (ВНИИ синтетических и натуральных душистых веществ), давно прекратили существование,
на парфюмеров больше не обучают (в классификаторе нет такой профессии). Да и получить место работы по распределению, как раньше, практически невозможно.
Максимально приближены к парфюмерам технологи химико-
фармацевтических и парфюмерно- косметических средств из химических или пищевых вузов.
У нас известны ароматы другого российского кутюрье- Валентина Юдашкина, который участвовал в коллаборации с "Фаберлик".
В 2017-м году Faberlic выпустил совместно с Юдашкиным "Gold" by Valentin Yudashkin,
версию "Rose" и древесный мужской парфюм "Faberlic by Valentin Yudashkin", созданный Бертраном Дюшафуром, признанный самым удачным в "Фаберлик".
До этого под кураторством Юдашкина выпустили "Valentin Yudashkin" в 1999г и "Valentin Yudashkin La Maison Byzantine" в 2013г.
У парфюмерии тоже есть мода на определенные ароматы.
Те, которые нравились нашим бабушкам, могут показаться тяжелыми и душными современным девушкам.
Конечно, это не все духи, выпускаемые в СССР, но хотелось вспомнить самые интересные, на мой взгляд.
Начало можно прочесть тут⬇️
Ваши лайки- плюс в Карму.
Иллюстрации взяты из интернета.