20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской Советской Социалистической Республики (там к тому времени настоящих коммунистов уже не было) по согласованию с Эстонским комитетом (исполнительным органом Конгресса Эстонии) объявил о прекращении "незаконной советской оккупации и аннексии страны" и провозгласил полное восстановление независимости Эстонии.
Эстонские властители так обрадовались своей независимости, что сразу же принялись за реформы. Кто-то им сказал, что чем больше будет реформ — тем увереннее станет независимость Эстонии. А кроме того, надо было избавляться от "проклятого" советского наследия.
И понеслось. Реформа за реформой. В стремлении стать по настоящему цивилизованными, неторопливые ранее эстонцы развернулись во всей прыти. Это при "проклятых Советах" они были неторопливыми (таким образом выражая протест), а при независимости значительно ускорились. Но первым делом, они решили провести административно-территориальную реформу.
А как её провести? Правильно, всё переименовать на другой лад. И области переименовали в уезды, а районы в волости. Национальное самосознание других слов на тот момент не родило, да и эстонским языком в республике тех времен владели немногие.
Несмотря на то, что по данным последней советской переписи населения (1989г.), численность эстонцев в Эстонской ССР составляла 963.281 человек от общего количества населения в 1.565.662 человек — значительная часть эстонцев родным языком почти не владела.
И так получилось, что при пересчете своих земель эстонцы потеряли один эстонский район.
Дело в том, что в досоветские буржуазные времена полустров Сорве острова Сааремаа делился на две волости: Торгу (южная часть) и Салме (часть северная). В советские времена они были объединены в один район. Летом 1992 года административная реформа восстановила самоуправление в волости Салме и совершенно забыла про бывшую волость Торгу.
И как бы всё оно ничего, но у жителей Торгу стали возникать мелкие неприятности и хлопоты. Например, эстонские энергетики Сааремаа стали спорадически отключать в Торгу электричество, мотивируя это тем, что нет такой административной единицы в Эстонии. А раз нет единицы — то и свет ей не нужен (при этом оплату брали исправно).
Жители упрашивали энергетиков, в складчины приносили им морские дары — и свет включался, на неделю. Это было очень неудобно. А свидетельство о рождении или смерти как выправить? Любой поход к эстонским бюрократам для жителей несуществующей волости превращался в увлекательный квест.
И жители Торгу вспомнили, что есть у них свой депутат в Эстонском парламенте, некто Кирилл Степанович Тейтер, ранее бывший участковый инспектор (изгнанный за злоупотребление веселящими напитками), а ныне уважаемый популист-монархист. И призвали они его (как когда-то русичи призвали Рюрика), править. Свобода — оно, конечно, хорошо, но без власти ведь плохо.
Выслушал Кирилл Степанович ходоков, задумчиво почесал чело и пузико. Затем молвил: Править буду, но только королевством, ибо я монархист и держусь своей линии на восстановление власти коронованной! Жители Торгу согласились, им было без особой разницы, лишь бы свет снова дали.
В результате, в ноябре 1992 года, на площади в 126 квадратных километров было провозглашено Королевство Торгу, с 342 подданными, которые проживали в двух десятках населённых пунктах, под управлением Кирилла Степановича Тейтера, который стал себя именовать Кириллом Первым.
Что любопытно, создание королевства, как и избрание короля не противоречило эстонской Конституции, в которой не было прописано, как нужно величать единицу местного самоуправления, но было прописано право жителей самостоятельно избрать главу этой единицы (и опять же прописано не было, как называется его должность). Таким образом король и королевство состоялись.
В декабре 1992 г. Кирилл I набрался наглости, приехал в Таллин и передал правлению Госсобрания проект решения о создании эстонского Королевства Торгу. Спикер парламента Юло Нугис при подаче ему сего проекта не успел отключить свой микрофон и его реакция оказалась частично слышна в зале. Юло забыл от волнения эстонскую речь и сказал по-русски: Охххть! (запикано цензурой).
Но так как проект решения островитян Конституции не противоречил — его пришлось парафировать.
Раз есть король и королевство — должна быть и своя валюта. И Кирилл I начал выпускать своим монеты. С номиналом "1/2 литра" (водки). Король и сам любил закладывать за воротник, знал все перипетии этого явления и здраво рассудил, что водка всегда будет в цене и инфляции не подвержена.
Всего было выпущено 18 видов монет, больше половины из которых были юбилейными. Печатались монеты в Финском монетном дворе, по бартеру с рыболовецкими хозяйствами Торгу (это не "опять за рыбу деньги", а рыбу в обмен за деньги).
На аверсе монеты — герб Торгу
Изображение короля — на реверсе. Стандартная монета была выпущена тиражом в 2.000 единиц, диаметр 32 мм, вес 12 г., материал — латунь.
Юбилейные выпускались меньшим тиражом, но их качество было лучше.
На фото юбилейная монета, посвященная 50-летию Кирилла I. Тираж 75 штук, позолоченный медно-никелево-цинковый сплав. Есть также монеты, выполненные из бронзы, мельхиора, серебра и позолоченного серебра.
Но новоявленное эстонское королевство мозолило глаза просвещенной Эстонии. Торгувцы расплачивались поллитрами (причем, за пределами королевства монета резко возрастала в цене, за нее давали 10-15 долларов, считая её необычным сувениром) и правление Кирилла I процветало. В отличии от самой Эстонии, с её массовой безработицей, упадком промышленности и сельского хозяйства, отъездом населения в Европу.
И эту процветающую вакханалию Торгу просвещенные донельзя, но бедные власти Таллина решили прекратить. Подлейшим образом, путём обесценивания статуса эстонского монарха.
По не менее просвещенной Европе прокатилась волна дискредитации Кирилла I. Его Величество называли эстонским юмористом-комиком, создавшим шутовское королевство. Кирилл негодовал и грозился засудить лукавых европейцев за клевету и взыскать с правительств немалые деньги в пользу своего королевства. Но не успел.
В 1993 году эстонская власть объявила о воссоздании волости Торгу, чем, по факту, упразднила королевство Кирилла. Самому Кириллу I предложили небольшой пост в министерстве полиции, и он согласился — за исполнение обязанностей короля ведь денег не платили (королём Кирилл Степанович был на общественных началах), а полицейский клерк, как ни крути, на государственном довольствии. Пришлось из Кирилла Первого снова переквалифицироваться в скучного Кирилла Степановича Тейтера.
Впрочем, Кирилл Степанович продолжал именовать себя "Королём в изгнании" и хоть ему пришлось сдать в магистрат королевскую печать — корону Торгу он никому не отдал, хранил её дома и надевал по торжественным датам.
Монарх прожил до 69 лет и скончался в 2022 году.
Несмотря на разгром эстонского королевства Торгу, монеты королевства до сих пор в ходу в Эстонии. Стоимость каждой в 2003 году составляла около 70 эстонских крон (1.800 рублей) и этой монетой можно расплатиться в любом эстонском баре. Сейчас лот с комплектом монет королевства Торгу на российской бирже коллекционеров "Мешок" стоит 75.000 рублей.