Давным-давно, когда не было ни миров, ни богов, вырос ясень Иггдрасиль или Лерад. Держит на себе это древо все миры и связывает их между собой.
Древо Иггдрасиль является не только важнейшим символом в северной традиции, но и вполне реальной энергетической системой (набором программ и алгоритмов, системой управления данными), которая, наравне, например, с Древом Сефирот, используется для управления и нашей реальностью тоже. В мифологической сути этого образа - ключ к пониманию работы всей системы северной традиции.
С древних времён гигантский ясень соединяет своими ветвями и корнями все девять миров скандинавской мифологии. Мировое Древо делит Вселенную на три вертикальных уровня: подземный, средний и небесный. На каждом уровне находится три мира.
Верхние миры для людей закрыты, некоторые посвященные могут с ними связываться, но что-то взять или добавить туда – нет.
Верхние миры:
Асгард — большой защищенный мир в котором располагаются чертоги богов-асов и легендарная Вальхалла — дворец павших воинов. Это крона Мирового Древа.
Ванахейм — обитель богов-ванов, мирное и спокойное место, где правят силы природы. Это корни Мирового Древа.
Альвхейм или Льесальвхейм — мир светлых альвов (эльфов), мир красоты и радости.
Средние миры:
Мидгард — середина, мир смертных, в котором живут люди, располагаются земли, моря и океаны. А опоясывает его мировой змей Йормунганд. Мидгард – проекция всех миров, на этом уровне отражаются события, катаклизмы и перемены, происходящие во всех реальностях. Мидгард сотворен асами для людей, но подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Мидгард асы (явно) и ваны (косвенно).
Мидгард - это нечто большее, чем просто земля, это центр симметрии Вселенной, объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе действие этих противоположностей. Мы с вами, буквально, живем между молотом и наковальней. Когда силы в очередной раз решают пересмотреть сферы влияния, достается, в основном, Серединной Земле.
Йотунхейм или Утгард — мир скандинавских великанов Йотунов, древних хтонических сил. Боги ведут войну с Йотунами, но случаются и союзы.
Муспельхейм — один из первых двух миров (второй - Нильфхейм), царство вечного огня, обитель огненных великанов и их правителя Сурта — пламенного гиганта, который спалит всё живое во время Рагнарёка.
Нижние миры:
Нильфхейм — второй первичный мир, царство тьмы и холода. Из его холода и огня Муспеля родился Имир — первое живое существо, давшее начало всему живому.
Свартальвхейм — подземная страна тёмных альвов или цвергов (гномов). Там живут искусные мастера цверги, которым нет равных в ремёслах. Именно они ковали артефакты для богов.
Хельхейм — царство мёртвых, сюда попадают все умершие от болезни голода и старости, так называемые "соломенные мертвецы" - те, кто умер не на поле боя. Правит в нём Хель — богиня смерти.
Существа мирового ясеня (утилиты)
Глубоко под землей среди корней Иггдрасиля живет множество змей. Дракон Нидхёгг — самый большой среди них, ежедневно подгрызает корни Древа, стараясь умертвить ясень. Нидхёгг живет в царстве смерти — Хельхейме. Грызущий дерево дракон символизирует вечную борьбу жизни (Иггдрасиль) и смерти (Нидхёгг).
На вершине Древа сидит гигантский орёл — один из символов бога Одина. На голове гигантского орла (или между его глаз) сидит сокол (ястреб) — Ведрфельнир, наблюдающий за всем происходящим. Орел - символ души или шаманской птицы, символ Пробуждения. Сокол – третий глаз и память о предыдущих воплощениях, являющаяся неотъемлемой частью пробуждения.
По стволу Мирового Древа бегает белка — Рататоск или Вострозубка. Она передает послания от орла к дракону и обратно, превращает их слова в обидные ругательства, а потом радуется ссорам. Белка снует вверх-вниз, перенося вести между орлом и драконом - головой и телом - напоминая нам, что разум и тело могут быть размещены в одной плоскости и подавлять друг друга.
Среди ветвей Иггдрасиля, живут четыре оленя: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор. Они подъедают листья Древа жизни.
Также с Иггдрасилем связаны три норны: Урд, Верданди и Скульд – они поливают его корни из источника Урд, продлевая Древу жизнь, и плетут нити судьбы для всех живущих.
Образ Мирового Древа есть у славян, в исламе, каббале, буддизме. В большинстве культур древо представляется мировой осью — связью разных уровней и измерений.
Наши предки имели обширные знания в самых разных областях, именно знания формировали их мироощущение. Дерево не является просто растением. Дерево в совокупности с другими организмами, зависящими от него (насекомыми, травами, грибами и т. д.), составляет сложную биосистему, в которой жизнь каждого организма, второго и последующих уровней зависит от состояния дерева. Все это было замечено и описано в мифах.
Есть организмы, помогающие дереву выжить, и паразиты, мешающие ему. Например, роль паразита, живущего за счет дерева и ничего не отдающего взамен, в скандинавской мифологии играет дракон из подземного царства Нидхегг, грызущий один из корней Древа, а роль организмов - помощников исполняют Норны, поливающие другой корень водой из священного источника, устанавливая баланс сил Добра и Зла.
Древо – это не только основа миров, но и алтарь Вселенной, на котором Один приносит себя в жертву, которая призвана спасти миры и наделить его мудростью.
Древо символично отражает структуру человека. В славянской традиции каждый из трех Миров соответствует одной составляющей сущности человека: Явь – телу, Навь – душе, Правь - духу. Скандинавская система из 9 миров сложнее: Мидгард - тело, эго; Муспельхейм - огненная энергия (первая первооснова); Нифльхейм - энергия льда (вторая первооснова); Асгард – сознание и созидание; Хельхейм – бессознательное и разрушение; Ванахейм - покой, равновесие, гармония с природой; Йотунхейм - движение, деятельность, стихия; Свартавльхейм - эмоции; Лессавльхейм - чувства. Симбиоз этих систем и есть человеческая суть.
Мидгард - мир проявленных форм - в схематической структуре Иггдрасиля находится в центре, представляя собой результат взаимодействия остальных факторов - «точку сборки». Системы Мирового Древа связаны с числом три, миры группируются в три яруса: Явь - Мидгард, Свартавльхейм, Альвхейм; Навь - Хель, Йотунхейм, Нифльхейм; Правь - Асгард, Ванахейм, Муспельхейм.
Иггдрасиль стоит на трех корнях, его поливают три Норны. Неудивительно, что христианство сделала символику числа три опорной. Только вот смысл сакрального числа три гораздо древнее, и эхо этой глубины все еще звучит в фольклоре: три царства - медное, серебряное и золотое, три сказочных брата, три дороги на перепутье.
Иггдрасиль - это живое многомерное пространство, модель которого переносится и на человека: мы также имеем энергетические уровни (слои, миры), также связаны со всеми стихиями и постоянно должны поддерживать хрупкое равновесие всей системы. Человечество есть творение космоса, - творение, которому боги дают разум и жизнь в срединном мире. Однако, и до того, как боги вдохнули в него душу, человек был существом живым, - деревом (первые люди созданы богами из древесины – мужчина из ясеня, женщина из ольхи).
Корни, опоры Древа Иггдрасиль являют собою основы человеческой личности: мудрость (источник Мимира), разрушительная энергия(дракон Ниддхёг) и Судьба (Норны), чье предназначение - уравновешивать всю систему. Древо соединяет в себе мужское и женское начало, из которых и создается Вселенная (в том числе, Вселенная отдельно взятого человека).
Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет. Именно поэтому ни одна религия не могла обойтись без концепции Центра Мира. Древо, чьи ствол и ветви во всех плоскостях соединяют измерения, в монотеистических религиях стало Крестом, олицетворяющим опору мира.
Главное, что мы должны запомнить, размышляя о Древе Иггдрасиль: это активная структура, постоянно уравновешивающая различные силы Вселенной, миросоздающие, вечно противоборствующие и сотрудничающие. Именно через Древо Вселенная объединена в единое целое, оно присутствует в любой её части, объекте, особи и имеет точно определенное строение. Три корня, три источника – основы порядка, каждый из которых обладает своей определенной характеристикой.
Девять миров – 9 основных энергетических структур Древа. Каждый мир – это определенная часть, имеющая свое назначение, силу и роль. И ещё есть «сопутствующие персонажи» – мифологические символы энергий и сущностей, либо обеспечивающих жизнь Древа, либо её укорачивающих, либо использующих Древо для своих целей.
Иггдрасиль и Человек тождественны в своей основе. Миры Ясеня отражены в строении тонких планов человека. Человек своими полями каждую секунду воздействует на Вселенную и подвергается воздействию извне. Именно на овладении Древом Жизни, как инструментом самосозидания и активного действия, базируется глубинная магия Севера и магия рун.
Древо Иггдрасиль содержит двадцать четыре пути, соответствующие рунам. Руны — языковая система, отражающая логику плетения, которое называется плетением Урд (Вирд): связей, объединяющих различные миры. Пути на Мировом Древе, как и рунный ряд, разделяются на три этта по восемь рун каждый. В рунической (северной) традиции символ Высшего Божественного проявляется в политеистической модели, давая через пути-каналы проход энергиям целого пантеона богов, каждый из которых наделен своими полномочиями.
Но Иггдрасиль – не единственное древо из возможных. Существует и другой алгоритм, другая программа построения реальности – Древо Сефирот. Десять миров – сефир, соединены двадцатью двумя путями, которые соотносятся с двадцатью двумя арканами Таро или 22 буквами еврейского алфавита. Это другой движок, другой язык программирования.
Сефиры - это божественные эманации, а Арканы представляют собой качества, которые в совокупности описывают Высшее сознание, а так же пути, по которым можно двигаться, ускоряя свою эволюцию.
Оба древа многомерны и в плоскости выглядят схожим образом, однако Древо Сефирот управляет энергетическими каналами одного Верховного Бога.
Система Иггдрасиль – языческая, она ставит человека в центр мира.
Сефирот связывает многие общие системы и не учитывает отдельно человека, который всегда рассматривается в совокупности с остальными элементами. Это два разных мировоззренческих подхода. Именно поэтому подходить с одним и тем же ключом к рунам и арканам нельзя, и, если вы практикующий рунолог или таролог, вам рано или поздно придется выбрать сторону – тут систему, частью которой вы являетесь.
Чему учит нас мифологический образ Древа Иггдрасиль? Тому, что Вселенная многомерна. Мы видим лишь малую часть реальностей, хотя и подвержены воздействию разных сил. И задача каждого из нас в течение своей жизни – расширять сознание, менять угол восприятия, помнить, что всегда есть что-то выше и что-то глубже, чем та точка, в которой мы сейчас находимся. Познание – движение по плоскостям, образованным Древом Жизни. Гибкость и двойственная природа вещей: все связано и все имеет смысл, даже если нам с нашей «ветки» кажется, что это не так.
В системе Иггдрасиль человек – это та самая точка сингулярности, из которой все разворачивается и в которую все схлопывается в один момент. Чем шире наше сознание, чем более разносторонними, глубокими знаниями мы обладаем, тем больше возможностей появляется у нас самих. И приобретая знания, мы должны помнить о многомерности: если вы изучаете мир через рацио, занимаясь наукой или развиваясь в своей профессии, но отрицаете духовный путь, вы никогда не уйдете далеко от своей исходной точки, а значит, очень многие блага и возможности миров будут вам недоступны. Если вы «улетаете» в астральные путешествия, забывая о Яви, не питаете свое тело и ум, не закрепляетесь в физической реальности, любые перемены могут оборвать ваши связи с Древом, как ветер отрывает листок.
И помните – Иггдрасиль не единственная макросистема, как и Северная традиция – не единственный путь познания.
В какой системе находиться и какой опыт получать – каждый выбирает сам.
Материал подготовлен на основе проектов по северной мифологии Светланы Лаврентьевой.