Найти в Дзене
Максим Полянских

Дмитрий Степанович Бортнянский: Композитор, Учитель и Директор Придворной Певческой Капеллы в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове в 1751 году. Первые ростки неожиданного таланта были замечены его семьей, когда Дмитрию едва исполнилось шесть лет. Они заметили, что у мальчика красивый, чистый голос, да и поет он правильно, без фальши. А мелодии он понимает буквально с полуслова, даже повторения не требуется. Через несколько месяцев они отвели Дмитрия Бортнянского в школу пения. Учиться ему было легко. Новичок проявлял большой интерес ко всему. Ему очень хотелось петь, а это было главное, ведь для учеников Глухова правилом были не столько уроки, сколько постоянная работа. Дмитрий часто выступал как солист. Еще в школе Бортнянский начал осваивать музыкальный инструмент, а позже приобрел навыки в области композиции. Бортнянский обладал особым голосом, скрипичным, который врожденно присущ мальчикам до определенного возраста. Чистота высоких нот всегда имела для хора первостепенное значение. Летом 1758 года отобранные певчие из Глуховской школы отправились в Петербург. Мать п

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове в 1751 году. Первые ростки неожиданного таланта были замечены его семьей, когда Дмитрию едва исполнилось шесть лет.

Они заметили, что у мальчика красивый, чистый голос, да и поет он правильно, без фальши. А мелодии он понимает буквально с полуслова, даже повторения не требуется. Через несколько месяцев они отвели Дмитрия Бортнянского в школу пения.

Учиться ему было легко. Новичок проявлял большой интерес ко всему. Ему очень хотелось петь, а это было главное, ведь для учеников Глухова правилом были не столько уроки, сколько постоянная работа. Дмитрий часто выступал как солист. Еще в школе Бортнянский начал осваивать музыкальный инструмент, а позже приобрел навыки в области композиции.

Бортнянский обладал особым голосом, скрипичным, который врожденно присущ мальчикам до определенного возраста. Чистота высоких нот всегда имела для хора первостепенное значение. Летом 1758 года отобранные певчие из Глуховской школы отправились в Петербург.

Мать перекрестила Дмитрия и подарила ему маленькую иконку в связке дорожных подарков. Автомобиль отъехал и вскоре скрылся за поворотом. Дмитрий Бортнянский больше никогда не увидел своих родителей.....

В это время в русской музыке господствовало <<итальянство>>. При дворе господствовали итальянские маэстро, публика имела итальянские вкусы, в исполнительской практике преобладала итальянская техника. Музыкальный язык был итальянским.

31 марта 1763 года, желая превзойти свою предшественницу после окончания траура по Елизавете, новая императрица подписала указ <<О назначении на службу ко двору славного капельмейстера Галуппи Буронелли из Венеции>>. Екатерина хотела привлечь ко двору не только знаменитого композитора, но и звездного музыканта, одного из лучших европейских капельмейстеров. Этим шагом Екатерина невольно повлияла на судьбу молодого певца Дмитрия Бортнянского, который самозабвенно пел арии на оперной сцене Петербурга.

Вызвать Галуппи из Венеции не составило труда: Обещанное итальянскому композитору жалованье взволновало его, и он сразу же согласился.

Посетив спектакль придворной капеллы, Галуппи обратил внимание на самых талантливых, по его мнению, солистов. Одним из них был Дмитрий Бортнянский. Вскоре он узнал, что его новый подопечный уже прославился в мире оперы. Присмотревшись к талантливому подростку повнимательнее, он заметил еще несколько особенностей. Дмитрий необычайно быстро понимал, что ему говорят. Для него не составляло труда сразу же повторить наизусть сложные пассажи, отдельные арии или мотивы, сыгранные композитором. Что касается музыковедения, то и здесь особых препятствий не было: чувствовалась тщательная подготовка и - что особенно важно - горячее желание познать все новое и неизведанное.

Долгие месяцы учебы следовали один за другим. Бортнянский изучал контрапункт, играл на клавесине и органе, регулярно посещал венецианские театры и не пропускал ни одной важнейшей премьеры.

Творчество молодого музыканта становилось все более профессиональным и самостоятельным. Но начинающему контрапунктисту еще не разрешалось исполнять большие, законченные произведения. Музыкальная деятельность Бортнянского в Италии только на первый взгляд была безоблачным и приятным времяпрепровождением. Ведь не случайно в итальянских гаванях стояли русские войска и русский флот. Шла война. Молодой композитор, конечно, не мог, хотел он того или нет, не участвовать в событиях, даже если на то было благословение Муз.

Обстоятельства раскрылись сами собой. Когда граф Алексей Григорьевич Орлов неожиданно прибыл в Венецию, он встретился с консулом Маруцием. Он долго беседовал с ним. На следующий день Дмитрия Степановича разбудили на рассвете и вызвали в здание консульства.

Орлов предложил ему работу переводчика в русской армии. Через день Бортнянский отправился в свите графа Алексея Орлова на тайные переговоры с союзными повстанцами. Миссия молодого переводчика была успешно выполнена, и Дмитрий вернулся к музыке.

Афиша нового карнавального сезона 1776 года в Сан-Бенедетто сообщала об опере на античную тему - <<Креонт>>, сочиненной синьором Бортнянским, музыкантом из России. <<Креонт>> не имел большого успеха, но и не был провалом. Еще две оперы молодого композитора были поставлены в Италии. Обе оперы Дмитрий написал на античные темы. Опера <<Аклид>> уже более зрелая, чем <<Креонт>>. Бортнянский стал более внимательным в обрисовке характеров, более разнообразным в мелодике и более раскованным. Он стремился передать музыкой состояние раздумья и осторожности, нерешительности и сомнения героя. Премьера оперы состоялась в Венеции. Премьера другой оперы, <<Квинта>>, состоялась в Модене. Бортнянский заслужил положительные отзывы в местной прессе: «Разнообразие, изящество и блеск вокального исполнения, изобретательность и приятность балета, искусное построение сюжета создали спектакль, который было приятно смотреть и который получил одобрение двора Его Светлости и единодушные аплодисменты публики».

В конце 1784 года итальянский маэстро Джованни Паизиелло в спешном порядке отправился на родину. Бортнянского попросили заменить популярного композитора при малом дворе - дворе великой княгини Марии Федоровны. Ему предстоит не только заменить Паизиелло, который не так давно посвятил великой княгине свое сочинение <<Правила хорошего аккомпанемента на клавесине>>, но и восполнить пробел в нотном материале для уроков музыки. И он с честью вышел из положения, подготовив для Марии Федоровны целый альбом пьес для фортепиано, клавесина и клавикорда. Композитор долго работал над альбомом. Он заказал роскошную обложку, написал каллиграфическим почерком на атласной нотной бумаге личное посвящение великой княгине, а затем потратил много времени, переписывая все пьесы от руки. Подарок был хорошо принят. Ответная услуга супругов была по-своему щедрой. После весенней Пасхи, 30 апреля 1785 года, Дмитрий Степанович впервые в жизни был удостоен чина - не очень высокого, но все же чина - штифтассера, эквивалентного майору в армии.

В 1786 году он написал оперу <<Пир сеньора, комедию с ариями и балетом>>. В качестве сюжета было решено взять идиллический сбор в маленькой деревушке, принадлежащей новому владельцу. Лето того года выдалось дождливым. Пришлось сократить количество аттракционов и театральных представлений в Павловском парке. Но успех «Праздника Господня», игра актеров и прежде всего чудесная музыка вызвали желание проверить силы участников спектакля в новой, более масштабной и сложной опере. Мария Федоровна попросила Лафермье написать либретто. Оно было готово к июню. Одновременно была написана и музыка - Бортнянский не заставил себя долго ждать. Опера получила название <<Сокол>>. Композитор также воспользовался мотивами итальянской оперы <<Алкид>>, которая ранее была поставлена в Модене.

Премьера <<Сокола>> состоялась вскоре после этого - 11 октября 1786 года, и как сценография, так и музыка имели успех. По совету автора, чтобы использовать <<вид из шале>>, был воссоздан один из уголков Павловского парка.

На первый взгляд, это легкая опера-буффа, напоминающая оперетту, написанную полвека спустя, с изящной мелодической линией, придающей ей привкус изысканной, но дорогой старины. Постановка продемонстрировала виртуозное мастерство российского маэстро, который выписал отдельные арии и балетные интермедии в изысканной, скрупулезной и профессиональной манере. Теплота музыки, ее неформальность, раскованность и даже игривость легко ощущались, обладали естественной эмоциональной выразительностью, а завершенность формы делала «Сокол» настоящим хрестоматийным произведением. Из Гатчинского театра опера перешла на сцену Павловского театра. А оттуда - на сцены многих усадебных театров того времени.

Ровно через год после <<Сокола>> в стенах Павловского театра, который венчал голубь на крыше, была представлена новая и последняя из опер Бортнянского - <<Сын-соперник, или Новая Стратоника>>. Это был, пожалуй, единственный в своем роде оперный цикл, написанный русским композитором, в котором можно распознать многие элементы оперы-буффа.

Опера была далеко не единственным применением сил и таланта Бортнянского. После возвращения в Россию он с большим рвением и энергией принялся за создание хоровых концертов.

Молодой Бортнянский
Молодой Бортнянский

Хоровой концерт был привычным жанром в последней четверти века святой Екатерины. В основном он исполнялся в кульминационные, главные моменты церковных служб. Но его могли петь и на большом придворном празднике, на важной церемонии. Бортнянский искал и нашел синтез основных хоровых форм на основе передовых достижений европейской и русской культуры. Это был совершенно новый этап в русской хоровой музыке.

Он многого добился. Об этом говорят более 50 сольных хоровых концертов. Они были написаны за три десятилетия. Мелодии народных песен до сих пор можно узнать почти в каждой строчке его концертов. Это и знаменитая <<Вдали по улице метель метёт>>, и легендарная <<Камаринская>>, и многие другие. Результат этого синтеза был поразительным. Самые знающие и искушенные знатоки европейской музыки, заезжие композиторы были потрясены, услышав хоры Бортнянского. Берлиоз писал: «Эти произведения отличаются редким мастерством в обращении с хоровыми массами, прекрасным сочетанием тонов, полнозвучными гармониями и - что совершенно поразительно - необычайно свободным расположением голосов».

В российской глубинке, однако, не знали, что присланная из столицы в качестве образца для исполнения <<простая песня>> была написана придворным композитором Дмитрием Бортнянским.

Его знания и авторитет в этой области, видимо, впоследствии определили содержание другого высочайшего <<указа>>, который император Александр I подписал 14 февраля 1816 года. <<Все, что не поется в церквах по нотам, - говорится в тексте указа, - должно быть напечатано и состоять или из собственных сочинений директора придворного хора, да статского советника Бортнянского, или других известных композиторов, но последние сочинения должны быть напечатаны с разрешения господина Бортнянского>>.

Однако до этого момента в личной жизни композитора происходит множество событий. Он женится, в 1796 году становится директором придворной капеллы, а через год назначается статским советником. Его состояние росло, и он купил дом в Петербурге. На чрезвычайном заседании Совета Академии 1 сентября 1804 года Бортнянский был произведен в почетные академики. В жизни Бортнянского происходит много событий, но музыка по-прежнему остается для него главным делом.

Последние 30 лет своей жизни композитор посвятил аранжировке старинных церковных гимнов и написанию своих знаменитых хоровых концертов. Особенно интенсивно он работал в 1780-е годы, а затем - незадолго до смерти - в 1820-е. Перед Бортнянским стояла сложная задача - создать циклы церковных песнопений, наиболее понятные современным исполнителям и слушателям и в то же время сохраняющие здоровые элементы старых традиций.

Бортнянский одним из первых начал писать кантаты в России. Этот особый музыкальный жанр давался композиторам нелегко. Прежде всего потому, что тексты для кантат могут писать только по-настоящему великие поэты. Но лишь изредка русские поэты предпринимали новые попытки. Гаврила Романович Державин написал множество кантат на разные случаи жизни.

Словно следуя советам друзей, Бортнянский, чье знание музыкальных жанров восходило к учебе в Италии, применял свое мастерство ко всем видам кантат. Он писал кантаты для торжественных исполнений в самые важные моменты русской общественной жизни, такие как «Любители художеств» для А.С. Строганова или «Очищение солнца Орфеем» для «Общества любителей российской словесности». По мнению Державина, эти кантаты можно отнести к категории <<Для космоса>>. И, наконец, он писал также <<социально-политические>> кантаты, наиболее важными из которых для него были <<Русские окраины, вас ободряющие>>, написанная в то время, когда русские войска сражались на берегах Дуная, и кантата-хор <<Обращайся, Россия>>.

Помимо кантат, композитор прославился и своими гимнами. В это время этот песенный жанр был уже достаточно распространен. В первую очередь он был связан с деятельностью масонских обществ, укрепивших свои позиции в России на рубеже XVIII и XIX веков.

Бортнянский не входил ни в один из списков современных масонских лож. Однако его знаменитые гимны, такие как <<Предназначенный и необходимый>> Я.А. Нелединского-Мелецкого, <<Гимн Спасителю>> Д. Хвостова и ставший впоследствии самым популярным в стране гимн <<Славен наш Господь>> М. Черкасова, считались масонскими.

В разгар Отечественной войны он создал то, что трудно было сравнить с тем, что он создал в предшествующие годы. Это была новая музыка, не похожая на привычную традиционную музыку XVIII века. Это был новый бортнян. Это был новый Бортнянский, обновленный Бортнянский, который не знал прежнего успеха и не чувствовал надвигающейся старости.

Композитор впервые написал <<Солдатскую песню>>. Эту песню можно отнести к серии уже написанных им гимнов. <<Песня ратников>> - это попытка создать военно-патриотический гимн, предназначенный для повсеместного исполнения. Затем Бортнянский написал новое произведение - <<Марш общего ополчения>>.

Знаменитое произведение композитора - <<Певец в лагере русских солдат>> - также вошло в историю русской культуры и в анналы русского музыкального искусства. Здесь Бортнянский превзошел самого себя. Он создал хоровую застольную песню. Ее можно было петь как вместе, так и раздельно. Общий припев хора придал произведению мощную, поразительную силу. Седовласый маэстро выполнил свой долг перед Родиной. Известно, какую роль сыграло его творчество в подъеме национально-патриотического духа. <Певец в лагере русских солдат> - одно из завещаний Бортнянского.

Последние годы жизни композитора, как и прежде, были связаны с придворным оркестром. Он работал со своими протеже все более тщательно и педантично, развивая их певческое мастерство и обучая тому, чему научился сам семь десятилетий назад.

Дмитрий Степанович Бортнянский умер 27 сентября 1825 года, прожив до знаменитых декабрьских событий всего два месяца.