Найти тему
Моралист

Феномен «Массовая культура»

Оглавление
Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 3.0
Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 3.0

ВВЕДЕНИЕ

В понятии «Массовая культура» отражаются многогранные явления человеческой истории. Само понятие термина является неустойчивым и, наверно, ни одно из его определений не будет считаться удовлетворительным всеми. Так же исследователям феномена достаточно сложно согласиться друг с другом в определении хронологических рамок его возникновения. Сложность изучения понятия состоит и в том , что мы сегодня находимся внутри массовой культуры и являемся потребителями её продуктов. Однако, в этой статье, будет произведена попытка систематизировать обширные и разрозненные знания о данном феномене, а также, попытаться максимально интерпретировать их.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Массовая культура - это культура доминирующая в современных массовых обществах, данный тип культуры ориентирован на удовлетворение духовных запросов широких слоёв населения (масс) и функционирует в соответствии с принципом, превращающим культурные ценности в специфические «товары», производимые и тиражируемые, а в впоследствии распространяемые и потребляемые на рынке идей.

Отличительными свойствами именно такой культуры становятся предельная приближённость её к элементарным потребностям человека, постоянно увеличивающаяся востребованность её продуктов, ориентированность на природную чувственность и примитивную эмоциональность.

Оппозицией массовой культуре служит культура классическая. И, если, для классической культуры характерным способом распространения знаний и информации является слово, то для массовой культуры – это экранно-визуальный способ. На сегодняшний день массовая культура – это уже не только литература, музыка и живопись, а также и кинематограф, реклама, телевидение и прочее. Массовая культура настолько широка, что сейчас уже способна формировать тип мировоззрения и тип поведения.

Интерес к проблемам массовой культуры заметно возрос в последние пол века, что, несомненно, связано, в частности, с действием таких глобальных тенденций, как универсализация человеческого общения, через диалог культур, проявление взаимозависимости и целостности современного мира. В подобной ситуации очень важно разобраться, какие ценности следует заимствовать, а какие отбросить, от каких отказаться, как от тупиковых, не способствующих развитию творческого, деятельностного потенциала личности. Дискуссии о массовой культуре находятся в русле общего движения нашей страны к общечеловеческому цивилизованному мировому порядку.

ИСТОРИЯ ФЕНОМЕНА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

О времени рождения массовой культуры ученые спорят до сих пор. На этот вопрос существует несколько точек зрения. Одни ученые считают, что массовая культура возникла с возникновением общества. Другие относят это явление к XIX веку и связывают с развитием литературы, когда определенные литературные жанры становятся особенно популярными среди населения за счет увеличения их тиражирования.

Все же большинство сходятся во мнении, что возникновение массовой культуры связано с массовым распространением грамотности среди населения. В результате чего массовая культура тесно связана со средствами массовой информации (газеты, журналы, дешевая развлекательная литература). С течением времени технические возможности массовой культуры растут: вначале появляется кинематограф, граммофон, затем телевидение, компьютеры, спутниковая связь, интернет.

Несомненно зарождение феномена массовой культуры происходит «в ходе процессов урбанизации, индустриализации, трансформации сословных обществ, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм обыденной культуры доиндустриального типа, развития средств тиражирования и трансляции информации».

Можно без преувеличения сказать, что во II половине XX века пространством, на котором массовая культура зародилась в своём нынешнем понимании и получила наибольшее распространение, была западная цивилизации, в частности, США, что связано с развитием американской культуры, а именно новых форм организации быта – массовизацией.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Возникновение массовой культуры повлияло на принцип функционирования всей культуры. На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы.

Благодаря широкому распространению массовой культуры, технологическим достижениям науки появилось больше свободного времени. Мировоззрение населения стало изменяться. Массовая культура синтезировала развлекательную сферу быта населения, что определило предмет массовой культуры. Как любая целенаправленная деятельность, массовая культура имеет свои цели и задачи, выполняет определенные функции:

· релаксационную;

· воспитательную;

· интегративную;

· образовательную;

· адаптационную.

Для создателей продукции скрыта еще одна функция — творческая самореализация. Благодаря интернету каждый желающий может создать группы в социальных сетях, блог или страницу и продвигать свои идеи. Или напечатать книгу в независимом издательстве, записать песню в профессиональной студии.

УРОВНИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Существует три уровня культуры: элитарная, народная и массовая. У всех трех уровней есть свои особенности, последний уровень – массовый, имеет структуру и подразделяется на три уровня:

· Кич-культура – это самый примитивный уровень массовой культуры. В начале, широкое распространение кич-культура получает в рамках прикладного искусства, но в последующем захватывает все направления творчества, искусства. Кич-культура характеризуется упрощенной проблематикой, опирается на стереотипы в образах, идеях, сюжетах, не способствует духовному росту.

· Мид-культура – это своеобразный синтез массовой культуры и традиционной. Стандарты, выведенные мид-культурой, являются ориентирами для массовой культуры в целом.

· Арт-культура – эта разновидность массовой культуры в большей степени, чем другие, отвечает требованиям традиционной культуры. Для понимания произведений данного уровня необходимо обладать познаниями в определенных областях. Этот уровень массовой культуры считается наиболее высоким и ориентирован на самый образованный сегмент аудитории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно отметить, что массовая культура – это феномен современного общества. Массовая культура не статична. Она развивается, находя новые формы и способы воздействия на сознание индивида, постоянно расширяя свою аудиторию.

Резонно исходить из того, что массовая культура - это определенный шаг в развитии человечества. Теории «индустриального», «постиндусриального» общества справедливо указывали на тенденции «массовизации» всей жизни человека в рамках процесса урбанизации. Стандартизируется архитектура, питание, воспитание, образование и досуг. Потребительские стандарты экономически развитых стран подстегивают процесс «массовизоции», сметая порой самые прочные национальные преграды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.И.Киященко Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI в. //Философия и общество, 2003, №4, С 47-73.

2.Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. Спб:. Университетская книга, 1998.

3.А.А.Федоров Культурология. Актуальные социокультурные аспекты. Учебное пособие. – Уфа: РИО БАГСУ, 1998. – 124 с.

4.А.В.Захаров Массовое общества и культура России: социально-типологический анализ// Вопросы философии,2003, №9. – С.13-17.