Лучше называть их самыми высокими вертикальными трущобами.
Небоскребы возвышаются как современные символы изобретательности, амбиций и инженерных чудес. Они возвышаются над городскими джунглями крупных мегаполисов, таких как Токио и Нью-Йорк, символизируя власть, богатство и прогресс.
Однако за каждым успешным небоскребом скрываются здания, чьи истории далеки от триумфа. Эти здания, когда-то задуманные как маяки экономической силы, остались недостроенными или заброшенными, служа напоминанием о политических просчетах и финансовых неудачах.
В городах по всему миру массивные небоскребы бросают тени не только на улицы, но и на неудавшиеся амбиции тех, кто решился их построить. От северокорейского гиганта Рюгён-отель до призрачной башни Саторн Юник в Бангкоке, эти сооружения раскрывают темную сторону городского развития.
1) Рюгён-отель
В 1987 году коммунистическая диктатура Северной Кореи начала амбициозный проект, чтобы продемонстрировать свою мощь на мировой арене. Рюгён-отель, задуманный как самый высокий отель в мире, должен был затмить недавно построенный отель Westin Stamford в Сингапуре.
На высоте 333 метра и 105 этажах пирамидальной формы отель должен был включать пять вращающихся ресторанов и вместить более 7 600 гостей. Это архитектурное чудо не было просто отелем — оно являлось заявлением Северной Кореи, демонстрируя ее силу и процветание в период тесных отношений с Советским Союзом.
Однако по мере продолжения строительства геополитическая ситуация кардинально изменилась. Крах Советского Союза в начале 1990-х оставил Северную Корею без ее основного финансового спонсора.
Советские субсидии играли ключевую роль в поддержании экономики Северной Кореи, и с их прекращением проект Рюгён-отеля резко остановился. Без необходимых средств незавершенное сооружение возвышалось над Пхеньяном, напоминая о чрезмерных амбициях страны.
Архитектурное видение Рюгён-отеля было столь же грандиозным, сколь и непрактичным. Пять вращающихся ресторанов на вершине символизировали современную роскошь, а огромная вместимость должна была привлекать туристов со всего мира.
Однако реальность оказалась другой. Отель никогда не был открыт, и каркас здания оставался нетронутым в течение многих лет. Появились сообщения о том, что бетон, использованный при строительстве, был некачественным, а лифтовые шахты — неправильно выровнены, что делало завершение строительства невозможным без капитального ремонта.
Несмотря на периодические попытки возобновить проект, отель так и не исполнил свое первоначальное предназначение. Хотя внешняя отделка была частично завершена в 2012 году, интерьер по-прежнему остается незавершенным.
2) Башня Давида
В начале 1990-х годов Венесуэла была готова продемонстрировать свой экономический рост с постройкой Torre de David, 45-этажного небоскреба в центре Каракаса. Здание было названо в честь финансиста Давида Брильембурга, главного инвестора проекта, и должно было символизировать вхождение Венесуэлы в мировую финансовую элиту.
Башня была спроектирована как современный финансовый центр, включающий офисные помещения, роскошные апартаменты и даже вертолетную площадку на крыше. Она рассматривалась как символ процветания в стране, которая в то время имела большие надежды на свое экономическое будущее.
Однако экономика Венесуэлы резко изменилась в 1994 году с началом серьезного банковского кризиса. Крах нескольких центральных банков, включая Banco Latino, погрузил страну в финансовый хаос.
Строительство Torre de David было приостановлено, и незавершенное здание было заброшено. Брильембург умер в это время, и без финансовой поддержки башня стала олицетворением экономического краха Венесуэлы.
К началу 2000-х годов в Каракасе возник острый дефицит жилья, и пустующая структура Torre de David привлекла тысячи бездомных. То, что когда-то задумывалось как финансовый центр, превратилось в вертикальные трущобы, в которых поселилось около 5 000 человек.
Жильцы создали временные дома, магазины и даже такие предприятия, как парикмахерские и продуктовые лавки. Несмотря на отсутствие лифтов и водопровода выше 22-го этажа, башня превратилась в самодостаточное сообщество.
Венесуэльское правительство вмешалось в 2014 году, запустив программу по переселению жителей в правительственные жилые комплексы. Процесс эвакуации прошел в основном мирно, но здание по-прежнему остается заброшенным.
3) Уникальная башня Саторн
В начале 1990-х годов башня Саторн Юник должна была стать одним из самых роскошных жилых зданий Бангкока. Задуманная как 49-этажный жилой комплекс, башня должна была обслуживать элиту Бангкока, предлагая панорамные виды на реку Чао Прайя и первоклассные удобства.
Разработанная известным архитектором Рангсаном Торсуваном, эта башня была частью широкомасштабного строительного бума в Таиланде в период быстрого экономического роста. Саторн Юник должен был стать символом богатства и процветания, отражающим растущий статус Бангкока как крупного азиатского города.
Однако судьба башни была решена сочетанием юридических проблем и финансового краха. В 1993 году Торсуван был арестован и оказался вовлечен в длительное судебное разбирательство по обвинению в заговоре с целью убийства. Хотя судебный процесс длился почти 15 лет, его юридические трудности остановили строительство башни.
Азиатский финансовый кризис 1997 года разрушил экономику Таиланда, что привело к краху многих строительных проектов, включая Саторн Юник. Без финансовой поддержки для завершения строительства проект был заброшен, и каркас башни начал разрушаться.
Со временем Саторн Юник приобрел репутацию "проклятого" здания. Этот незаконченный объект стал популярным местом для любителей экстремальных приключений и городских исследователей, привлеченных его мрачной атмосферой. Местные жители стали называть его "Башней-призраком", и он вскоре оброс слухами о паранормальной активности.
В 2014 году тело шведского туриста было найдено повешенным на 43-м этаже, что еще больше подогрело репутацию здания как места с привидениями. Несмотря на свое запустение, башня продолжает привлекать искателей приключений и YouTube-блогеров.
4) Плаза Тауэр
Плаза Тауэр, когда-то символ растущего горизонта Нового Орлеана, недолго наслаждался своей славой, прежде чем стал одним из самых печально известных заброшенных зданий города. Завершенная в 1969 году, 45-этажная башня на короткое время удерживала титул самого высокого здания в Новом Орлеане и всей Луизианы.
Она была частью стремительного роста инвестиций в строительную отрасль, направленных на модернизацию городского горизонта, но вскоре здание столкнулось с проблемами обслуживания. К 1990-м годам возраст здания начал сказываться, появлялись сообщения о протечках, проблемах с инфраструктурой и общем запустении.
Настоящие проблемы, однако, вскрылись в начале 2000-х, когда в башне были обнаружены асбест и токсичная плесень. Эти опасные вещества представляли серьезные угрозы для здоровья, что привело к многочисленным судебным искам и вынудило жильцов покинуть здание.
В 2002 году здание было официально закрыто и признано непригодным для проживания. Комбинация структурных разрушений и экологических угроз сделала любое немедленное переоборудование невозможным, и Плаза Тауэр остался заброшенным в центре Нового Орлеана.
Несмотря на различные предложения по реконструкции, включая планы по превращению здания в роскошные кондоминиумы, ни одно из них не было реализовано. Финансовые проблемы и высокая стоимость удаления асбеста и ремонта поврежденной структуры здания привели к многократным задержкам.
В последующие годы здание продолжало разрушаться, поступали сообщения о падении обломков с башни и возгораниях. В 2021 году инцидент даже привел к перекрытию нескольких близлежащих улиц из-за риска дальнейшего обрушения. Некоторые люди получили серьезные травмы, другие — лишь легкие порезы и шок.
По мере того как призывы к сносу башни становятся все громче, Плаза Тауэр продолжает стоять, но становится все более нестабильной. Мэр ЛаТоя Кантрелл признала опасности, которые здание представляет для окружающей территории, и многие считают, что его окончательное уничтожение неизбежно.
Если вам нравится читать статьи на нашем канале и вы хотите помочь в его развитии, вы можете поддержать канал донатом: