После смерти генсека Черненко СССР находился в весьма удручающем состоянии: экономическая стагнация, сжирающая ресурсы война в Афганистане и политическая изоляция на международном уровне. С 1983 года сюда добавилась горячая фаза гонки вооружений, которую инициировал новый президент США Рейган. Что было делать? «Горби» открывает стенограммы того времени. Посмотрите, что обсуждалось на повестке дня. Это — подлинные исторические документы
ГОРБАЧЕВ — Политбюро. Cверхзадача — сорвать новый этап гонки вооружений. Иначе — модернизация стратегического оружия, «Трайденты» (американские твердотопливные баллистические ракеты морского базирования — «Горби»), «Минитмены» (американские твердотопливные баллистические ракеты земного базирования — «Горби»), выход с оружием в космос… Тогда — снижение нашей экологической, стратегической и политической безопасности, проигрыши везде, прежде всего — изматывание нашей экономики. А это недопустимо.
(1986 год)
=====
ГОРБАЧЕВ — американским конгрессменам. Мы получили информацию, что в американском конгрессе проведен тщательный анализ планов СССР. Авторы считают, что СССР заинтересован в разоружении, поскольку остро нуждается в ресурсах. И необходимо использовать это, чтобы выбить из СССР односторонние уступки.
Конгрессмен: Я никогда не слышал о таких выводах...
ГОРБАЧЕВ. Мой совет: не надо лезть в эту тайгу, в эти дебри. Мы за движение навстречу друг другу. Эти отношения не должны становиться разменной монетой в политической игре.
(1986 год)
====
ГОРБАЧЕВ — Политбюро: ...Что касается СОИ (полностью — «Стратегическая оборонная инициатива» США, она же — разорительные для СССР «Звездные войны», запущенная Рейганом программа исследований, испытаний и производстка космического оружия — «Горби»),
скажу Рейгану в Рейкьявике, что наш ответ будет эффективный. И не с той стороны, откуда, мол, вы ждете. Скажу это ему, глядя в глаза. Не пойдете навстречу, ну что ж, я перед своей совестью и перед вами чист.
Теперь должен объяснить своему народу и всему миру, почему у нас с вами ничего не вышло. Очень сожалею, что потратили время.
Решая такие вот задачи, мы получим не ослабление нашей безопасности, а ее усиление… если, конечно, добиваемся того, о чем здесь договорились.
Это бы очень укрепило нашу безопасность. Но все мы — и я, и Политбюро, и МИД — должны понимать:
если наши предложения будут вести к ослаблению безопасности США, ничего у нас не выйдет. Никогда американцы на это не пойдут, то есть принцип такой: большая безопасность для всех на путях равного понижения уровня вооружений.
Наша цель — сорвать следующий этап гонки вооружений. Если мы этого не сделаем, опасность для нас будет возрастать.
(1986 год)
=====
ГОРБАЧЕВ — Рейгану (на переговорах в Рейкьявике):
Господин президент, наступает «час икс». Что вы будете делать?
Мы даем согласие на глубокие сокращения и, в конечном счете, уничтожение ядерного оружия. А в это самое время вы толкаете нас на то, чтобы согласиться на предоставление США права создавать космическое оружие. Для нас это неприемлемо.
Если вы согласитесь на ограничение работ лабораториями, без выхода в космос, я буду готов через две минуты подписать.
РЕЙГАН. А я не могу пойти на это. Неужели вы ради одного слова отвергаете историческую возможность договоренности?
ГОРБАЧЕВ. Здесь дело не в слове, дело — в принципе <...>
Более подробные стенограммы переговоров Горбачева с советскими парт-бонзами и американскими конгрессменами, а также в президентом Рейганом — читайте на сайте журнала «Горби».
Ждем ваших комментариев!