Найти в Дзене
Моралист

Немного об этике Иммануила Канта

Одним из центральных направлений в этике, безусловно, является этика Иммануила Канта, которая основывается на принципах долга и добродетели. Его этика во всех смыслах являлась вершиной философии морали Нового времени. Кант выдвинул ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы (вопросы теоретического разума) от вопроса практического разума: Что я должен делать? Этика Канта являет собою учения о нравственности, которые изложены в таких его работах, как «Критика чистого разума» и «Основы метафизики нравственности». В последней работе он изложил окончательную, категорическую концепцию об этике. Маяком в этике Канта становятся не реальные поступки людей, а идеалы проистекающие из «чистой» моральной воли. В этой статье будет проанализировано главное правило жизни, которому учит философия Иммануила Канта, о законе, который гласит: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали все». Знаменитый категорический импер
Оглавление
Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 3.0
Изображение создано с помощью нейросети Kandinsky 3.0

ВВЕДЕНИЕ

Одним из центральных направлений в этике, безусловно, является этика Иммануила Канта, которая основывается на принципах долга и добродетели. Его этика во всех смыслах являлась вершиной философии морали Нового времени. Кант выдвинул ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы (вопросы теоретического разума) от вопроса практического разума: Что я должен делать?

Этика Канта являет собою учения о нравственности, которые изложены в таких его работах, как «Критика чистого разума» и «Основы метафизики нравственности». В последней работе он изложил окончательную, категорическую концепцию об этике. Маяком в этике Канта становятся не реальные поступки людей, а идеалы проистекающие из «чистой» моральной воли. В этой статье будет проанализировано главное правило жизни, которому учит философия Иммануила Канта, о законе, который гласит: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали все».

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Знаменитый категорический императив И. Канта стал центральным положением в его учении о морали. Речь шла о том, что посредством воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если принцип зависит от того, что вызывает у нас желание, то он не может стать моральным законом. И только безусловный принцип может иметь подлинность.

Кант был уверен: что-то будет хорошим, только если оно всеобъемлюще. Поступок не может называться правильным в одной ситуации, неправильным — в другой. Категорический императив описывает это так:

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

Кант расшифровывал мысль в характеристиках рациональности, которая была для него священна. Люди — единственные на земле существа, способные принимать решения, оценивать варианты и моральный исход своих действий. Рациональность должна стать базовым принципом моральных суждений. Описана мысль была так:

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»

Так Кант говорит о недопустимости использования другого человека для достижения личной цели. Лгать, ловчить, совершать насилие — неэтично, потому что подобным образом другой используется как средство.

Под этот же принцип попадает человеческая лень, потому что в таком случае не выполняется моральный долг «всегда поступать наилучшим образом». Зависимость неэтична, потому что подобным образом люди убегают от жизни и используют рассудок как средство для достижения цели.

НРАВСТВЕННОСТЬ

До Канта философия рассматривала человека как природное существо, имеющее естественные потребности. Главенство теоретической этики Канта выражается в том, что моральный закон должен стать приоритетным, обязательным. Чтобы найти моральный, человеку необходимо определить абсолютный закон, которым является людская добрая (чистая) воля. Волей обладает только разумное существо. Воля — наш практический разум, под которым Кант понимает само понятие «нравственности».

Этические старания Канта довольно кратко описывают нравственность человека. Человек обязан быть нравственным ради самого понятия нравственности, а не ради своих интересов. Мы должны быть добродетелями только ради добродетели, а не нас самих. Идеал человека — симбиоз добродетели и счастья. Но счастье не равно главной цели. Верховный смысл — добродетель и стремление к ней.

ВЫВОД

Кант воспевал силу духа, воли, стремление «быть человеком» независимо от обстоятельств или естественных условий. Категорический императив Канта представляет собой утончённое «золотое правило» нравственности, однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М. Гардарики. 2000.
  2. Кант И. Основы метафизики нравственности. СПб. Наука. 2007.