Цель статьи:
- Для молодых специалистов в том, что для успеха в логистической деятельности, необходимо регулярно возвращаться к первым главам книг, но уже новых.
- Для специалистов с большим стажем в том, что необходимо периодически переосмысливать состояние рынка и задавать себе вопрос, кто мы на этом рынке, и насколько соответствуем современным требованиям. Порой необходимо оглянуться и оценить логистическую деятельность с азов, с самых общих позиций, дабы не уйти от ее сути и основной цели в поддержке бизнеса.
В настоящее время на постсоветском пространстве продолжается рост интереса к логистике со стороны организаций бизнеса. Быстрыми темпами растет количество компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой: службы, отделы, дирекции, департаменты логистики. Все более востребованными специалистами на рынке труда становятся логистические менеджеры, причем, что особенно примечательно, не, только в привычных видах логистической деятельности: транспортировке, экспедировании, складировании и грузопереработке, управлении запасами, но и как координаторы логистического процесса компании, организаторы стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой. Востребованы менеджеры, умеющие правильно выбирать и применять современные интегрированные логистические технологии. При этом серьезной проблемой для работодателей является объективная оценка уровня квалификации логистического менеджера, претендующего на определенное место в иерархии управления логистикой предприятия.
Проблема осложняется в наших странах не отсутствием дипломированных специалистов в логистике, а отсутствием востребованных высоко квалифицированных специалистов. Проблемы кадрового голода в настоящее время ощутимы во всех сферах деятельности и во всех направлениях корпоративного менеджмента. Отчасти это вызвано тем, что по роду деятельности логистические специалисты вынуждены изучать английский язык. Приличное знание английского нашими специалистами приводит к тому, что европейские предприятия получили возможность переманивать к себе лучших из нашей среды, причем наши частенько более эффективны при меньших запросах по оплате труда, да и менее капризны и могут работать "сутками". Вторым аспектом является то, что коррупция в сфере образования (как и во всем остальном) приводит к заниженным требованиям как к преподавательскому составу, так и к самому учебному процессу. Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда пришедший на обучение студент, уже работающий в логистике, знает прикладную логистику лучше, чем все преподаватели кафедры логистики вместе взятые. Не секрет, что в логистической преподавательской среде есть приличное количество таких, которые обучают тому, что на практике сами никогда не делали. Отсюда и большое количество "дипломоносителей" не конкурентных на рынке труда в сравнении с выходцами из рабочей среды. По некоторым специализациям до 84% выпускников ВУЗов зря 5 лет протирали штаны.
Востребованность специалистов частично перекрывают компании реализующие краткосрочные программы обучения. Здесь уже не льют воду, а преподают узко целенаправленно, причем преподавательский состав в подавляющем большинстве - практики. Но ментально на наших просторах с времен СССР народ больше тяготеет к ВУЗам и стремится получить диплом, а не конкурентные знания.
Другим путем частенько идут крупные компании, которые могут себе позволить собственную "корпоративную школу". Но и здесь тоже не без хитринки для самих обучаемых, да бы те не получив "халявное" развитие переметнулись к другим, и не дай Бог к конкурентам. Пишущий эти строки тоже является частично занятым крупными компаниями в вопросе подготовки конкурентных кадров. Так, что логистика в своем многообразии весьма актуальна и эта актуальность будет только расти, так как в период кризисных явлений и прочих потрясений логистики играют очень значительную роль в растущей конкурентной среде любого бизнеса. Многие "толковые" чисто дистрибуторские региональные компании успешно воюют с бизнес-монстрами национального и международного уровня исключительно за счет наличия грамотных специалистов в продажах и логистике.
Логистика в современном бизнесе
- сфера деятельности в производственных и торговых компаниях;
- крупный бизнес: логистические центры, перевозчики, экспедиторы, и др.;
- корпоративная стратегия, позволяющая успешно конкурировать;
- востребованная высокооплачиваемая профессия.
Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет компаниям значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и логистических издержек в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.
Применительно к бизнесу логистическая стратегия предприятия направляется на поддержание корпоративной стратегии с целью оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками.
Наиболее эффективная на современном этапе является концепция интегрированной логистики, позволяющая объединить усилия управляющего персонала в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи «закупки – производство – распределение – продажи – сервис».
Стратегическая актуализация логистики
Динамика экономического развития на современном этапе в первую очередь стимулирует развитие теории управления. Наряду с внедрением концепции стратегического управления все в большей степени сфера производства и дистрибьюции обращается к концепции логистики, т.е. сфера логистики становится приоритетным направлением стратегического управления.
Т. О. стратегические аспекты логистики актуализируют:
- Оптимальное решение проблем перемещения материалов и товаров;
- Достижение длительного конкурентного преимущества;
- Обеспечение перспектив развития.
Теория логистики не может гарантировать принятия универсальных решений, но всегда может идентифицировать затратные составляющие и соответственно удешевить их. Обоснование логистического решения носит сугубо индивидуальный характер для каждого предприятия.
Основная проблематика заключается в понимании сути бизнеса и ситуации вокруг него, системы управления бизнесом и в выработке логистической концепции. Основной проблемой является наличие квалифицированного логистического персонала.
Определение термина «логистика»
В основу определения термина «логистика» на наших просторах положены исследования доктора экономических наук, профессора В.И. Сергеева
ЛОГИСТИКА – процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления для полного удовлетворения требований потребителей.
Основные моменты данного определения:
- логистическая деятельность носит интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и ГП
- управление сопутствующей информацией
- оптимизация сервиса как конкурентного преимущества.
Логистика в широком смысле – наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной экономической системе для достижения поставленных перед нею целей оптимальными затратами ресурсов.
Логистика в узком смысле (с позиций бизнеса) – инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
В настоящее время активно развивается концепция SCM – «Управление цепями поставок». По сути SCM – естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации. По факту SCM – «управление логистической цепью – упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения».
Этапы развития логистики
В современной экономике существует несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Обобщенный подход:
1. Этап становления.
Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП.
2. Этап развития.
Интеграция производственных, складских и транспортных процессов.
3. Этап интеграции.
Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией.
4. Этап глобализации.
Усилилась потребность в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п.
5. Современные тенденции развития логистики
Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.
Может пригодится:
- Как менеджер Вы должны понимать бизнес и свое место в нем.
- Как хороший менеджер Вы должны уметь решать текущие проблемы и быть готовым к решению новых проблем.
- Как успешный менеджер Вы должны иметь под рукой людей способных идентифицировать проблемы на своих участках и принимать решения для разрешения этих проблем.
- Как выдающийся менеджер Вы должны иметь конструктивную команду людей взаимно дополняющих друг-друга.
Людей знающих все - не существует!
Игорь Качковский