Найти тему

Актуализация логистики

Цель статьи:

  • Для молодых специалистов в том, что для успеха в логистической деятельности, необходимо регулярно возвращаться к первым главам книг, но уже новых.
  • Для специалистов с большим стажем в том, что необходимо периодически переосмысливать состояние рынка и задавать себе вопрос, кто мы на этом рынке, и насколько соответствуем современным требованиям. Порой необходимо оглянуться и оценить логистическую деятельность с азов, с самых общих позиций, дабы не уйти от ее сути и основной цели в поддержке бизнеса.

В настоящее время на постсоветском пространстве продолжается рост интереса к логистике  со стороны организаций бизнеса. Быстрыми темпами растет количество компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой: службы, отделы, дирекции, департаменты логистики. Все более востребованными специалистами на рынке труда становятся логистические менеджеры, причем, что особенно примечательно, не, только в привычных видах логистической деятельности: транспортировке, экспедировании, складировании и грузопереработке, управлении запасами, но и как координаторы логистического процесса компании, организаторы стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой.  Востребованы менеджеры, умеющие правильно выбирать и применять современные интегрированные логистические технологии. При этом серьезной проблемой для работодателей является объективная оценка уровня квалификации логистического менеджера, претендующего на определенное место в иерархии управления логистикой предприятия.

Проблема осложняется в наших странах не отсутствием дипломированных специалистов в логистике, а отсутствием востребованных высоко квалифицированных специалистов. Проблемы кадрового голода в настоящее время ощутимы во всех сферах деятельности и во всех направлениях корпоративного менеджмента.  Отчасти это вызвано тем, что по роду деятельности логистические специалисты вынуждены изучать английский язык. Приличное знание английского нашими специалистами приводит к тому, что европейские предприятия получили возможность переманивать к себе лучших из нашей среды, причем наши частенько более эффективны при меньших запросах по оплате труда, да и менее капризны и могут работать "сутками".  Вторым аспектом является то, что коррупция в сфере образования (как и во всем остальном) приводит к заниженным требованиям как к преподавательскому составу, так и к самому учебному процессу.  Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда пришедший на обучение студент, уже работающий в логистике, знает прикладную логистику лучше, чем все преподаватели кафедры логистики вместе взятые.  Не секрет, что в логистической преподавательской среде есть приличное количество таких, которые обучают тому, что на практике сами никогда не делали.  Отсюда и большое количество "дипломоносителей" не конкурентных на рынке труда в сравнении с выходцами из рабочей среды.  По некоторым специализациям до 84% выпускников ВУЗов зря 5 лет протирали штаны.

Востребованность специалистов частично перекрывают компании реализующие краткосрочные программы обучения. Здесь уже не льют воду, а преподают узко целенаправленно, причем преподавательский состав в подавляющем большинстве - практики. Но ментально на наших просторах с времен СССР народ больше тяготеет к ВУЗам и стремится получить диплом, а не конкурентные знания.

Другим путем частенько идут крупные компании, которые могут себе позволить собственную "корпоративную школу". Но и здесь тоже не без хитринки для самих обучаемых, да бы те не получив "халявное" развитие переметнулись к другим, и не дай Бог к конкурентам. Пишущий эти строки тоже является частично занятым крупными компаниями в вопросе подготовки конкурентных кадров.  Так, что логистика в своем многообразии весьма актуальна и эта актуальность будет только расти, так как в период кризисных явлений и прочих потрясений логистики играют очень значительную роль в растущей конкурентной среде любого бизнеса. Многие "толковые" чисто дистрибуторские региональные компании успешно воюют с бизнес-монстрами национального и международного уровня исключительно за счет наличия грамотных специалистов в продажах и логистике.

Логистика в современном бизнесе

  • сфера деятельности в производственных и торговых компаниях;
  • крупный бизнес: логистические центры, перевозчики, экспедиторы, и др.;
  • корпоративная стратегия, позволяющая успешно конкурировать;
  • востребованная высокооплачиваемая профессия.

Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет компаниям значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и логистических издержек в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.

Применительно к бизнесу логистическая стратегия предприятия направляется на поддержание корпоративной стратегии с целью оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками.

Наиболее эффективная на современном этапе  является концепция интегрированной логистики, позволяющая объединить усилия управляющего персонала в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи «закупки – производство – распределение – продажи – сервис».

Стратегическая актуализация логистики

Динамика экономического развития на современном этапе в первую очередь стимулирует развитие теории управления. Наряду с внедрением концепции стратегического управления все в большей степени сфера производства и дистрибьюции обращается к концепции логистики, т.е. сфера логистики становится приоритетным направлением стратегического управления.

Т. О. стратегические аспекты логистики актуализируют:

  • Оптимальное решение проблем перемещения материалов и товаров;
  • Достижение длительного конкурентного преимущества;
  • Обеспечение перспектив развития.

Теория логистики не может гарантировать принятия универсальных решений, но всегда может идентифицировать затратные составляющие и соответственно удешевить их.  Обоснование логистического решения носит сугубо индивидуальный характер для каждого предприятия.

Основная проблематика заключается в понимании сути бизнеса и ситуации вокруг него, системы управления бизнесом и в выработке логистической концепции. Основной проблемой является наличие квалифицированного логистического персонала.

Определение термина «логистика»

В основу определения термина «логистика» на наших просторах положены исследования доктора экономических наук, профессора В.И. Сергеева

ЛОГИСТИКА – процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления для полного удовлетворения требований потребителей.

Основные моменты данного определения:

  • логистическая деятельность носит интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и ГП
  • управление сопутствующей информацией
  • оптимизация сервиса как конкурентного преимущества.

Логистика в широком смысле – наука об управлении материальными потоками, связанной  с ними информацией, финансами и сервисом в определенной экономической системе для достижения поставленных перед нею целей оптимальными затратами ресурсов.

Логистика в узком смысле (с позиций бизнеса) – инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними  информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

В настоящее время активно развивается концепция SCM – «Управление цепями поставок». По сути SCM – естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации. По факту SCM – «управление логистической цепью – упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения».

Этапы развития логистики

В современной экономике существует несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Обобщенный подход:

1. Этап становления.

Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП.

2. Этап развития.

Интеграция производственных, складских и транспортных процессов.

3. Этап интеграции.

Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией.

4. Этап глобализации.

Усилилась потребность в привлечении «третьих участников» – таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п.

5. Современные тенденции развития логистики

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Может пригодится:

  • Как менеджер Вы должны понимать бизнес и свое место в нем.
  • Как хороший менеджер Вы должны уметь решать текущие проблемы и быть готовым к решению новых проблем.
  • Как успешный менеджер Вы должны иметь под рукой людей способных идентифицировать проблемы на своих участках и принимать решения для разрешения этих проблем.
  • Как выдающийся менеджер Вы должны иметь конструктивную команду людей взаимно дополняющих друг-друга.

Людей знающих все - не существует!

Игорь Качковский