Основу могущества Жужаньского каганата составляло господство над телесскими племенами. Китайским источникам было известно 12 восточных племен или родов теле, которые положили начало народу уйгуров, и 12 родов гаогюйских теле. А в хронике «Суйшу» и вовсе перечислены 45 (я столько насчитал) телесских племен, среди которых энтузиасты находят и печенегов, и хазаров и протоболгарские племена. Если коротко, теле стали биологическим материалом, на котором выросли почти все современные тюркские народы. С. Кляшторный писал, что нашел тюркскую надпись, из которой следовало, что хазары и булгары – это телесские племена, откочевавшие на Запад. Больше ни у кого этой сенсационной информации не встречал.
«Жужань», судя по всему, не было самоназванием господствующих на востоке Евразии кочевников. Скорее всего, это была такая же кличка, как и «жуань-жуань». Самоназванием же этого народа было «авары». Во всяком случае, именно под этим именем впервые они стали известны в Европе еще в V в. Около 462-463 г. авары совершили марш-бросок на запад, атаковав кочевое племя савиров или сабиров. Те были вынуждены отступить еще западнее и вышли на берега Волги. Они в свою очередь потревожили племена оногуров, сарагуров и урогов, откочевавших к Дону и далее (археолог А. Богачев считает, что это ассимилированная группа ругов, попавшая в ходе миграций в Поволжье). Именно в 463 г. эти племена прислали своих послов в Византию, чтобы заключить союз. Сарагуры обрушились на акациров, покорив это племя (предков хазар, как считают некоторые), ранее подчинявшееся Аттиле. По стечению обстоятельств практически в это самое время на Дунае были разгромлены гунны Динтцика, одного из сыновей Аттилы, попытавшегося восстановить положение своего народа. Какое-то время сарагуры лидировали среди этих переселенцев, но после неудачного вторжения в Закавказье они были практически уничтожены и их место заняли савиры надолго занявшие место гегемона в степях между Доном, Волгой и Северным Кавказом.
Сколь бы ни были сильны савиры в VI в., память о том, как их отлупили авары сто лет назад их не покидала (это вообще очень характерно для менталитета кочевых народов). Стоило только услышать им, что авары стоят у порога, как савиры. Не боявшиеся армий Византии и Ирана, потеряли волю к сопротивлению. Но что случилось с аварами-жужанями? Что заставило их покинуть родину?
Самоуверенность. Авары не заметили, что в непосредственной близости от них, у них за спиной, выросла новая сила, способная бросить вызов господству Жужани. Это были конечно тюрки. Тюркский вождь Бумын попросил руки дочери кагана, за что был унижен. Тюрки оказались народом гордым и вооруженным, что, в отличие от жужаней, заметили в Китае. Очень быстро был заключен союз между Поднебесной и алтайскими сталеварами. Оказалось, что тюрки не только плавили железо аварам, но и про себя не забывали. Вожди из рода Ашина создали мощную латную конницу, вооруженную на аварский манер. Кочевникам Алтая и Монголии уже были знакомы стремена (полагаю, что именно они и изобрели эту штуковину, изменившую мир), что позволяло им сражаться на рыцарский манер и более эффективно управляться с луком и арканом. Со склонов Алтая тюркская кавалерия обрушилась на ничего не подозревавших жужаней. Теле уже признали власть рода Ашина. Табгачи ударили из Китая. У жужаней не было шансов.
Те авары, которые так напугали савиров на Волге были всего лишь остатками великой кочевой империи, которые спасались от победоносных тюрок, до конца своей недолгой, но насыщенной истории не забывавших обиды, которую им нанес каган жужаней. Пока Бумын, ставший каганом (вообще тюрки и Ашина не любили этот жужаньский титул, сами они называли своих «императоров» ильханами, но все остальные народы, подвластные или контактирующие с тюрками, называли их по старинке, поэтому тюркская кочевая империя – иль («Вечный иль», как они сами считали) в литературе называется каганатом), обживался на руинах (точнее пастбищах) Жужанской державы, его младший брат Истеми, принявший титул ябгу (заместитель кагана, значит), отправился в погоню за аварами, попутно покоряя всех, кого можно было покорить. Пока авары общались с ромеями и нечаянно громили всех их союзников, Истеми в союзе с персами уничтожил Эфталитское царство в Афганистане и Узбекистане, поделив с Сасанидами то, что осталось после эфталитов. Внезапно, тюрки осознали, что контролируют большую часть Великого Шелкового пути и к их услугам были одни из лучших купцов Востока – согдийцы. Но, про своих бывших господ Истеми не забывал.
Как только представилась возможность, он отправил послов к Юстиниану, чтобы те рассказали ромеям, что авары – это никакие не авары и вообще беглые рабы, а не беглые господа. Несомненно, Истеми переживал, что восточные римляне знали о славе аваров и на них это имя будет действовать также, как на савиров. Поэтому ябгу и сочинил столь сложную для восприятия байку, которую много лет спустя воспроизвел придворный историограф Феофилакт.
Парадоксально, что авары, потеряв родину и империю, обрели в Европе свое историческое имя, хотя их смертельные враги и старались сделать все, чтобы стереть это имя из истории.
Продолжение следует...