Найти тему
Путешествия

БЁХОВО_2024

В конце 2021 года в интернете я с удивлением прочитал, что русская деревня Бёхово стала лучшей деревней в мире! Что это за Бёхово? И где это находится?

До недавнего времени о этой деревне, расположенной на берегу Оки недалеко от Тарусы, мало кто слышал. Однако она вошла в число победителей конкурса Всемирной туристской организации ООН «Лучшие туристические деревни UN WTO». В конкурсе приняли участие 170 деревень, сёл и поселков из 74 стран мира. Бёхово возглавило список из 44 лауреатов. Правда, победители в этом списке были расположены в алфавитном порядке, и на букву «А» никого не нашлось. Поэтому Бёхово оказалось на первой строчке!

Но каким образом небольшое сельцо Бёхово из тульской глубинки с населением в пятьдесят душ оказалось в списке победителей в конкурсе, организованном Всемирной туристической организацией?

В ноябре 2021 года на Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) объявили победителей международного конкурса «Лучшие туристические деревни UNWTO». Жюри оценивало заявки по множеству критериев, среди которых - культурные и природные ресурсы, их сохранность, экологическая и социальная устойчивость, туристический потенциал, инфраструктура, безопасность.

Россия представила на конкурс три сельских поселения: ярославское село Вятское, уральский поселок Висим и тульское село Бёхово. Но в итоговый список попало только Бёхово!

Что же это за Бёхово? Откуда произошло такое название? Для русского уха оно не ахти как благозвучно, а уж для иностранцев и вовсе, должно быть, труднопроизносимо.

Первые поселения появились еще в домонгольский период, археологические раскопки показали, что на западной окраине села некогда располагалось городище, обнесенное рвом и земляным валом четырехметровой высоты, относящееся к XII веку.

В начале XVII века — это место упоминается как место перевоза через реку Оку, а во времена правления Петра I здесь были царские конюшни, где содержали и объезжали лошадей. Есть даже версия, что изначально деревня называлась «Бегово», но, когда конюшни исчезли, название изменилось, превратившись в Бёхово, каким и остается до сих пор.

Бёхово расположено на высоком берегу Оки на границе Тульской и Калужской областей, в 10 километрах от райцентра Заокский. В ней шесть улиц, названия которых отсылают к различным искусствам и ремеслам: Кузнечная, Музейная, Живописная, Троицкая, Дачная и Новая Дачная. Дореволюционных домов сохранилось немного, застройка в основном советская — во времена СССР в деревне было много дач известных художников. По данным переписи населения 2010 года, в Бёхово проживают 58 человек. Но это летом, а зимовать остается меньше половины жителей. В селе нет ни газа, ни водопровода. Зато часто бывают перебои с электричеством. Проводного интернета тоже нет. До ближайшего магазина, который находится в селе Страхово, всего три километра - даже бабули пешком ходят. Школа там же, как и аптека с почтой. Вместо централизованной канализации - септик. Вместо труб водоканала - скважина.

Есть такие строки. Их написал местный житель, художник Илья Юрьевич Даньшин.

Горизонты сини. Лед в реке сместился.

Не иду - мечтаю, словно я влюбился

В эту гладь речную, в эти отраженья,

В эту глушь лесную, в это утешенье...

Вот это, по-моему, и есть та самая деревня Бёхово.

А места здесь и правда красивые. Рядом расположен музей-заповедник художника Василия Поленова. Деревня Бёхово входит в заповедную территорию, и на ней, по закону, нельзя не только строить новые дома, но и расширять старые. Поэтому одна из главных задач заповедника - сохранить местную природу в первозданном виде. Проще говоря, чтобы всё было так, как при жизни художника Василия Поленова. Отсюда и та самая атмосфера, которая сохранилась со сих пор.

Главная достопримечательность в самом Бёхово — церковь Троицы Живоначальной, построенная по чертежам и на средства самого Поленова. Удивительное по красоте здание было построено в 1907 году по просьбе местных крестьян.

Хотя и раньше село было небольшим, но имело собственную деревянную церковь. В 1798 году вместо старого храма построили новый, тоже деревянный, при погосте. В 1845 году в храм ударила молния, и он сгорел, но его быстро восстановили. К концу XIX века и эта церковь сильно обветшала, нужно было строить новую. Тогда крестьяне села обратились к художнику Василию Дмитриевичу Поленову, владельцу ближайшей к деревне усадьбы «Борок», который с радостью откликнулся на просьбу.

Место для строительства Поленов выбрал немного другое и храм был поставлен не на бёховском кладбище, где стояла старая Троицкая церковь, а чуть подальше от реки, на соседней вершине. С холма открывается красивый вид на окрестности.

Троицкий храм в Бёхово стал для художника не первым подобным проектом. Задолго до этого, являясь членом абрамцевского кружка, Поленов, со своей сестрой Еленой Дмитриевной и женой Натальей Васильевной, принимали активное участие в создании Спасской церкви в усадьбе Абрамцево Саввы Мамонтова, которая была построена в 1881 году. Именно эта уникальная церковь считается первым храмом, выполненном в стиле русского модерна. Автором этого чуда стал Виктор Васнецов. Но первым проект храма в Абрамцево предложил Поленов, который за образец взял полюбившийся ему новгородский храм XII века Спаса на Нередице. Однако, тогда от поленовского проекта отказались – образ не вписывался в общий ландшафт усадьбы Мамонтова. И все же идея постройки своего собственного храма не покидала Поленова. Поэтому он так охотно принял предложение крестьян построить церковь в Бёхово.

Некоторые сравнивают Троицкую церковь по живописности с храмом Покрова на Нерли в Боголюбово. Эта белоснежная, миниатюрная, восхитительная по своей простоте и гармоничности Троицкая церковь почти идеальна! По задумке Василия Поленова, этот храм должен был стать архитектурным воплощением чистоты самого Христа. Бог создал приокские долины удивительно красивыми. А Василий Поленов словно совместил в проекте Троицкого храма плавные линии Оки, широту русской души и то самое, щемящее душу, лиричное очарование русской природы. Этот храм и окружающая природа воспринимаются неделимыми!

Точных канонов Поленов не соблюдал, да их и не могло быть в модерне. Художнику удалось гармонично соединить черты храмов романовского и новгородско-псковского стиля, что было созвучно окружающему окскому ландшафту. Храм отлично укладывался в идеальную картину мира Поленова, который задумал создать в этих местах заповедник русского пейзажа, свое идеальное царство, свой Китеж.

01

Особенностью архитектуры церкви в Бёхово является её динамичное построение и правильное сочетание лаконичных объемов. Это идеальный образец новгородско-псковского храмового зодчества, который приведен в соответствие с современностью. «Ведущие» компоненты пространственной композиции храма – двускатные широкие кровли и щипцы четверика, трапезной и крыльца. Они и определяют выразительность архитектурных форм храма. Контрастно сопоставляются здание храма и столпообразная шатровая колокольня, что еще больше усиливает динамичность архитектуры.

У Троицкой церкви в Бёхово есть несколько известнейших архитектурных прототипов, которыми вдохновлялся Василий Дмитриевич. В первую очередь, это – новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и церковь Спаса на Нереднице. Прототипом колокольни, построенной вплотную к храму, стала колокольня Воскресенского храма в Тарусе, форма купола церкви заимствована у новгородского Софийского собора.

02

Интерьер Троицкой церкви (фото из интернета).
Интерьер Троицкой церкви (фото из интернета).

Но есть у Троицкой церкви и зарубежные прототипы. Интерьер Троицкого храма, барабан центрального купола, который опирается на четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса, напоминает внутреннюю планировку храма царицы Елены в Иерусалиме. Капители колонн храма выполнены Поленовым по рисунку средней колонны двойных северных ворот иерусалимской стены. Одну из капителей на правой колонне у клироса резал сам Василий Дмитриевич, чтобы продемонстрировать строителям, каким он хочет видеть эти элементы декора. Таким образом, свои впечатления от путешествий и паломничества в 1881 и 1899 годах на Святую Землю, Василий Поленов воплотил на Тульской земле, рядом со своими любимым поместьем.

Оформлением интерьера занимались друзья, ученики и коллеги художника: друг и художник Илья Репин, сестра Елена Поленова, жена Наталья Поленова, ученики А.Я. Головин, М.В. Якунчикова, Е.М. Татевосян. Таким образом, Троицкий храм стал еще одним храмом художников, в создании которого участвовали самые известные представители дореволюционного русского искусства. Таких храмов в России не так уж много. На память приходят ещё только три: упомянутый выше Спасский храм в Абрамцево, церковь Святого Духа в Флёново и Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.

К сожалению, жизнь этого Троицкого храма недолго была светлой. Спустя десять лет после его освящения в стране грянула революция. Сама Троицкая церковь действовала до 1934 года, когда атака на Православную Церковь в стране усилилась. Церковное имущество разграбили, колокола сбросили и разбили, а церковную ограду разобрали для нужд пионерского лагеря. Сам храм также постепенно приходил в негодность.

Стараниями общественности и лично Федора Дмитриевича Поленова, директора музея-усадьбы своего деда, церковь в 1965 году была взята под охрану государства, как ценный памятник архитектуры. Но за реставрацию взялись только в 1975 году, а закончили её в 1985 году. Сначала она использовалась как выставочный зал для экспонатов музея. С августа 1990 года по просьбе жителей села Бёхово службы в храме были возобновлены.

Троицкую церковь в Бёхово очень любят туристы. Сюда на службы приезжают не только жители Тульской области, но и путники из разных уголков России. Видимо, во многом именно из-за этого храма, идеально вписавшегося в местный ландшафт, село Бёхово стало одним из победителей международного конкурса.

И действительно, место это очень живописное. Свою известность оно сначала получило благодаря выдающемуся русскому художнику Василию Дмитриевичу Поленову, его усадьба, а ныне музей-заповедник, находится в километре от деревни.

Те, кто знаком с музеем «Поленово», знают, что его история начиналась именно в селе Бёхово. По легенде, в 1887 году Поленов плыл на пароходе по Оке со своим учеником Константином Коровиным, и так влюбился в глухие живописные места на противоположном от Тарусы берегу, что решил построить здесь дом для своей семьи. Три года спустя мечта сбылась.

Как раз в это время император Александр III купил у Поленова полотно «Христос и грешница» за 30 тысяч рублей серебром. Это были огромные деньги. На них Поленов выкупил именье обедневшей помещицы Саблуковой — 80 десятин пахотной, луговой и лесной земли обошлись живописцу в 7500 рублей. Землю близ Оки купить Поленову не удалось. Пришлось приобрести заброшенную усадьбу, которая Поленова не впечатлила. Уговоры бёховских крестьян продать свою землю сначала не увенчались успехом. Сметливые мужички согласились только тогда, когда Поленов предложил обменять их бедные песчаные земли на имеющиеся у художника пахотные, при чем в два раза обширнее.

В Бёхово в 1890 году Василий Дмитриевич Поленов построил первый дом своей будущей усадьбы. Потом этот сруб перенесли на безлесный песчаный косогор, выкупленный у бёховских крестьян. Поленов своему новому поместью дал имя «Борок» – у подножия косогора рос небольшой сосновый лесок. Позже «Борок» переименовали в «Поленово».

Так, в 1892 году, на высоком холме над излучиной Оки появился дом, куда перебралась семья Поленовых и где сам Василий Дмитриевич прожил до своей смерти в 1927 г., уже став народным художником РСФСР. Именно благодаря признанию советской властью, усадьба художника не была у него экспроприирована, и в качестве музея практически без изменений дожила до наших дней. Еще при жизни Василия Поленова его дом стал центром культурной жизни. Сюда приезжали многочисленные друзья, коллеги и ученики художника. У Поленова гостили Исаак Левитан, Илья Репин, Константин Коровин, Виктор Васнецов, наведывался в гости и писатель Антон Чехов.

Помимо церкви, Поленов построил за свой счет еще и две школы в селах Бёхово и Страхово. Занимался с местными ребятами устройством народного театра. Его жену, Наталью Васильевну, крестьяне с теплом называли «Поленихой», при любой беде находя у неё помощь и поддержку. Одним словом, владельцы усадьбы, род которых уходил к известным фамилиям Воейковых, Львовых, Поленовых, был отличным примером истинной интеллигенции России, которая не прожигала жизнь в Париже за счет народа, а сама помогала народу, созидала и творила добро, преображала своим трудом отечественную культуру.

После революции семья Поленовых осталась в России и голодные 20-е годы переживала в своем загородном имении на Оке, которое не было отнято большевиками. Надо сказать, что в те годы Советская власть, в частности Наркомпрос возглавляемый Луначарским, довольно лояльно относилась к людям искусства. С другой стороны, и местные крестьяне помнили доброе к себе отношение Поленовых и встали на защиту усадьбы. Местные Советы, образованные из семи окрестных деревень, имение не трогали. Так, уже в мае 1918 года в усадьбе «Борок» был создан музей, объявленный национальным достоянием республики. Сразу сложилось так, что сотрудниками музея стали владельцы усадьбы и члены семьи Поленовых, которые еще до революции охотно проводили экскурсии по своим владениям для всех желающих вне зависимости от рода и званий гостей. В 1924 году все постройки передали в пожизненное пользование семьи Поленовых. В 1926 году Поленову было присвоено звание народного художника РСФСР. В 1927 году прославленный художник скончался и был похоронен на бёховском кладбище близ своей прекрасной церкви. Согласно завещанию, над его могилой был установлен олонецкий деревянный крест, позже там появились могилы других членов семьи Поленовых с подобными крестами.

В 30-х угроза нависла и над самим имением. Еще в 20-х годах, когда семья Поленовых обеднела, им приходилось жить в небольшом флигеле, который хорошо обогревался зимой. Помещения главного дома и многие хозяйственные постройки сдавались в аренду артистам Большого театра. В 1937 году сына художника Дмитрия Васильевича и его жену арестовали и отправили в ИТЛ, где они провели 8 лет. Музей передали посторонним людям. На защиту наследия Поленова встали дочери художника. Все эти восемь лет они боролись за жизнь брата и сохранение памяти о своем дорогом отце. И эти хрупкие женщины все же победили! Уже в 1939 году музей взяли под государственную защиту. Музею-усадьбе было присвоено имя В.Д. Поленова. Дмитрий Васильевич вернулся из лагеря в 1945 году и был восстановлен в должности директора музея.

Уникальность усадьбы в том, что она полностью уцелела – советская власть её почти не тронула, в войну немец не дошел, разруха 90-х не коснулась. Вот так, наверное, и должна была бы выглядеть каждая дореволюционная усадьба в России, если бы не перипетии истории… Музей Поленова – это просто какой-то культурно-исторический реликт, редкий для нашей многострадальной родины пример счастливой судьбы!

Вся территория музея-заповедника с окрестными лесами и лугами, со всеми постройками и парком, которые были спроектированы и построены первым владельцем усадьбы, представляют мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды, которая создает особую атмосферу.

Вот так появилась и стоит на правобережье Оки, напротив славного городка Тарусы, прекрасная и хорошо известная усадьба Василия Дмитриевича Поленова, которая в наше время входит в состав государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника, охватывающего 870 гектар и включающего помимо самой усадьбы, обширные площади прилегающих лесов и полей, село Бёхово с кладбищем и Троицкой церковью, а также детский лагерь «Республика Поленово».

Это пространное историческое вступление я привел потому, что и я, к своему стыду, не знал ничего о жизни художника Василия Поленова и о музее-усадьбе «Поленово». Когда я учился в институте, то мы «проходили» по истории искусств художников Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), но о Поленове я запомнил только то, что он автор картины «Московский дворик». Сейчас, освежив в памяти сведения о Поленове, я очень захотел посетить эти приокские места. И особенно - увидеть Троицкую церковь в Бёхово.

Вот поэтому приехав в Тулу, я не поленился и 29 мая 2024 года поехал в Бёхово. Выезжал я из города по Московскому шоссе. Выезд из города, хотя и идет по прямой дороге, но прокол под железной дорогой очень узкий. Ехать до Поленово около 88 километров. Проехав по трассе М-2 до Злобино, я свернул налево и проехав через Малахово и Заокский, стал петлять по живописным местам, проезжая деревеньки с необычными названиями – Выдумки, Тяпкино, Страхово.

03

-3

Проехав поворот на Поленово, я поехал дальше и через полтора километра увидел знак – «Детская республика Поленово», а чуть поодаль стоял другой знак - «Церковь Пресвятой Троицы в Бёхово».

04

Церковь Пресвятой Троицы в Бёхово. Вид с птичьего полета (фото из интернета).
Церковь Пресвятой Троицы в Бёхово. Вид с птичьего полета (фото из интернета).

Я повернул налево и проехал 250 метров до пионерлагеря, а потом повернул еще налево, и очень неширокая дорожка привела меня к небольшой площадке, которая располагалась у ограды церкви.

05

-5

Оказывается, я подъехал к церкви по улице Троицкой. Рядом с автостоянкой стоял дом №1 по улице Троицкая.

06

Вид со стороны автостоянки.
Вид со стороны автостоянки.

А напротив располагалась территория церкви, обнесенная каменной оградой. Эта ограда очень хорошо смотрится и сочетается со зданием церкви. Я подошел к церкви с востока, со стороны абсиды. На автопарковке стояло два автомобиля с номерами не тульского региона. Одна машина сразу уехала.

07

-7

У небольшой калиточки прибита деревянная доска с надписью.

08

Тропинка от автостоянки до берега реки Оки. Слева ограда церкви.
Тропинка от автостоянки до берега реки Оки. Слева ограда церкви.

Тропинка сбоку церкви ведет вниз, в сторону реки. Людей около церкви никого нет. Двери в церковь были закрыты.

09

-9

Да, действительно, церковь смотрится великолепно. Здание и окружающий пейзаж представляет законченную композицию и выглядят гармонично.

10

-10

Я немного спустился по тропинке к кладбищу. Вид на церковь был еще великолепнее. Особенно гармонично смотрелась каменная ограда. Она очень подходила по стилистике к этой церкви, подчеркивая северный тип архитектуры здания, аналогичный псковской и новгородской.

11

-11

На мгновение выглянуло солнышко, и я успел сделать один солнечный кадр.

12

-12

Войдя за ограду кладбища, я сразу нашел могилы семьи Поленовых. Рядом с ними стояла небольшая бревенчатая часовенка.

13

Могила Василия Дмитриевича и Натальи Васильевны Поленовой.
Могила Василия Дмитриевича и Натальи Васильевны Поленовой.

Солнце снова скрылось и фотографии стали не такими солнечными. Но олонецкий крест на могиле художника смотрится очень органично. Даже не хочется говорить слово "кладбище", а хочется по-старинке использовать слово «погост».

14

Могила Федора Дмитриевича Поленова.
Могила Федора Дмитриевича Поленова.

Олонецкий крест на могиле внука художника – Федора Дмитриевича выполнен аналогично кресту на могиле Василия Поленова.

15

Могила Марии Васильевны Ляпиной, дочери Поленова.
Могила Марии Васильевны Ляпиной, дочери Поленова.

Олонецкий крест на могиле дочери Поленова Марии выглядит намного лучше.

16

Вид со смотровой площадки. На горизонте видна Таруса.
Вид со смотровой площадки. На горизонте видна Таруса.

Пройдя еще немного по тропинке я вышел на смотровую площадку. Металлическая площадка сделана капитально, на ней установлен стационарный бинокль. Кстати, в него можно посмотреть бесплатно. Со смотровой площадки открывался великолепный вид на реку Ока. Вдали виднелась Таруса. Вниз к реке вела тропинка со ступеньками. По над берегом можно пройти около километра до усадьбы Поленово. Туда из Тарусы ходят небольшие теплоходики и привозят туристов.

17

-17

Я спустился к реке. Вокруг была звенящая тишина. Со всех сторон раздавились трели птиц. Акустика была такая, будто ты сидишь в пустом концертном зале. Я слышал, как пели птички на другом берегу Оки и тешил себя надеждой, что это были соловьи!

На реке не было ни одной лодки. Но потом снизу появился какой-то буксир, который нарушил эту божественную тишину. Но даже этот буксир с романтичным названием «Цапля» смотрелся органично на этой реке.

18

-18

Вокруг была идиллия, как в раю. На другом берегу рыбак ловил рыбу. Я отчетливо слышал, как он переговаривается со своей женой. Я слышал кукование кукушек за два-три километра от меня. Нигде не было видно никаких признаков присутствия человека.

19

-19

Полюбовавшись на речные дали, я поднялся наверх, к кладбищу и вышел к церкви. Солнце не появлялось. Но все равно, вид на церковь был великолепный. Кстати, когда Поленов проектировал церковь, то место выбрал такое, чтобы она была видна с реки. Но со временем территория кладбища и все вокруг заросло деревьями, и сейчас церковь со стороны реки не видна.

20

-20

Я зашел с другой стороны. Дальше отойти было невозможно – начинался косогор. На фотографиях с этой стороны особенно видно, что труба очень мешает восприятию церкви. Она кажется лишней в силуэте здания.

21

-21

Я спустился немного по косогору. И оттуда церковь смотрелась хорошо, как бы вырастая из земли. С этой стороны располагалась деревня Бёхово. Приблизительно такой виделась церковь бёховцам.

22

-22

На колокольне краска немного пооблупилась. Видно, что давно не было ремонта. Последняя капитальная реставрация была в 2012 году.

23

-23

Я довольно долго бродил вокруг церкви, любуясь ею со всех сторон. Вдруг я услышал вдали звук горна! Пионерского горна!! Я не сразу сообразил, что он раздается в детском лагере «Республика Поленово», который располагался неподалеку. Наверное это был сигнал на обед. Мне сразу вспомнилось беззаботное детство и летние пионерские лагеря…

24

-24

25

-25

26

-26

Основные ворота для входя на территорию церкви. Ограду восстановили в первую реставрацию, в период с 1972 по 1985 год.

27

-27

Эта дорожка ведет к автопарковке. Вдали виднеется мой автомобиль.

28

-28

Последний раз я оглянулся и окинул взглядом окрестности, которые видны от церкви. Слева в зарослях деревьев видны избы деревни Бёхово. Я не стал туда заезжать, чтобы не нарушить своим присутствием эту деревенскую идиллию. Туда надо приходить пешком, как странники, или приезжать на телеге, запряженной одной лошаденкой.

29

Художник на этюдах в Бёхово.
Художник на этюдах в Бёхово.

Вдруг невдалеке, с другой стороны церкви я увидел одинокого художника, который приехал после меня. Пока я любовался церковью и рекой, он успел сделать этюд. Уезжал он вместе со мной. Номер на его автомобиле был не тульского региона. Кстати, людей около церкви не было. Спускаясь к реке и поднимаясь назад, я встретил только три небольшие, по три- четыре человека, группки туристов.

30

Кафе в Поленово.
Кафе в Поленово.

Нагулявшись в Бёхово, я решил заглянуть ненадолго в Поленово. Заходить в музей я не планировал, а захотел только искупаться в Оке. На перекрестке стоял шлагбаум с охранником. Я заплатил 250 рублей за въезд на территорию музея-усадьбы и подъехал к зданию кафе. Давно уже наступило обеденное время, и я решил подкрепиться.

31

Греческий салат.
Греческий салат.

Официантки мне принесли меню. Из всего и так не богатого меню в наличии были только пельмени и греческий салат

32

Пельмени.
Пельмени.

Обед дополнил чайник с зеленым чаем. За этот довольно скромный обед с меня взяли 1120 рублей. Дороговато! Но что делать? Ближайшая точка общепита находится отсюда в 10 километрах в райцентре Заокский.

33

Аллея в усадьбе.
Аллея в усадьбе.

Подкрепившись, я зашел на территорию музея-усадьбы Поленово. От ворот вела широкая аллея. Туристов было не так много.

34

«Большого здания» усадьбы.
«Большого здания» усадьбы.

Около «Большого здания» усадьбы была большая группа школьников, которая столпилась у входа в здание музея.

35

Здание «Аббатство».
Здание «Аббатство».

Чуть дальше стояло здание «Аббатство» - мастерская художника.

36

Аллея усадьбы ведет к реке.
Аллея усадьбы ведет к реке.

Дальше, мимо здания «Адмиралтейства», я пошел по чудесной аллее к выходу с территории усадьбы. Пройдя через ворота, я вышел на берег Оки.

37

Река Ока.
Река Ока.

Здесь располагался небольшой участок песчаного берега. На этом импровизированном пляже загорало и купалось несколько человек. На другом берегу показалось стадо коров, которое вышло к реке напиться. А со стороны Тарусы приблизилась маленькая моторка.

38

Я купаюсь в реке Оке.
Я купаюсь в реке Оке.

Конечно я захотел искупаться в Оке. Вода оказалась довольно теплой и освежающей. Но заплывать далеко я не рекомендую. Течение в Оке очень быстрое, я даже думаю, что быстрее, чем в Дону. Справа в кадре виден теплоходик, который ходит из Тарусы. А вдали можно разглядеть спуск к реке около Троицкой церкви в Бёхово.

Больше фотографий можно посмотреть здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/965670089225

Александр Антоненко, архитектор.