Найти тему

«Мы, оглядываясь, видим лишь руины»: «Республика» побывала на выставке Пиранези

   На выставке работ Джованни Баттиста-Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
На выставке работ Джованни Баттиста-Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «Пиранези. Гравюры XVIII века из серии «Виды Рима»« (0+) в Музее изобразительных искусств Карелии понравится всем, кто любит Рим (античный и в эпоху Просвещения), графику, офорты, архитектуру, - в общем плане и в деталях.

   На выставке работ Джованни-Баттиста Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
На выставке работ Джованни-Баттиста Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На выставке, посвященной работам итальянского художника, архитектора, археолога, теоретика искусства Джованни-Баттиста Пиранези, представлено 36 офортов из серии «Виды Рима», на которых художник запечатлел памятники архитектуры Вечного города и его окрестностей, а также античные памятники-руины.

Офорты Пиранези довольно большого размера. Все они выполнены самим мастером. Тонкость изображения, использование разных техник, внимательная проработка всех деталей, — все это впечатляет посетителей, немного отвыкших от такого подробного искусства.

Сотрудник Музея изобразительных искусств Валерия Ваян рассказала «Республике», что у Пиранези была собственная офортная мастерская в Риме, где он проделывал огромную работу: создавал офорты, а также занимался исследовательской деятельностью. Пиранези работал быстро — на создание гравюры у него уходило около трех месяцев.

Офорты с видами Рима очень нравились туристам, Пиранези имел постоянный спрос на них. Остается удивляться работоспособности художника. При этом качество офортов оставалось всегда на высочайшем уровне. Мастер не позволял себе делать развернутые надписи пером — все слова на работах выгравированы. Сами работы отпечатаны на плотной, хорошего качества бумаге. На некоторых до сих пор видны следы от металлической рамки.

   На выставке работ Джованни-Баттиста Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
На выставке работ Джованни-Баттиста Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Пиранези учился рисунку и архитектуре у хороших мастеров, поэтому имел отличное пространственное мышление и мог изобразить здание или сооружение, например, с высоты птичьего полета или с необычного ракурса. Интерес художника к античности помог сохранить для нас изображения капителей колонн, скульптурных фрагментов, ваз, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей. Интересно, что некоторые офорты Пиранези представляют собой карты местности с помеченными достопримечательностями.

Художник в XVIII веке использовал разные приемы, создающие определенные эффекты в изображении. Если обратить внимание на надписи, то можно увидеть, например, человечка, изображенного частично за пределами планшета, что создает эффект трехмерного пространства. В другой работе Пиранези сжимает перспективу и здания оказываются соединенными правильной, но несуществующей в реальности композицией.

   На выставке работ Джованни-Баттиста Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин
На выставке работ Джованни-Баттиста Пиранези. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «Пиранези. Гравюры XVIII века из серии «Виды Рима»« привезена в Петрозаводск из Санкт-Петербурга. Все работы — из собрания Государственного музея истории Петербурга.

Выставка продлится до 8 декабря.