Найти тему
Лахта Центр

ДЕНЬ ЛИЦЕИСТА: ПУШКИНСКИЙ МАРШРУТ

Всероссийский день лицеиста отмечают 19 октября, по дате открытия одного из самых известных и важных для русской культуры учебных заведений — Царскосельского лицея. В числе выпускников — множество деятелей, вошедших в историю нашей страны: дипломатов, адмиралов, ученых, государственных деятелей, — но первым из лицеистов мы вспоминаем «солнце русской поэзии» Александра Пушкина. Поэтому лицейский праздник — прекрасный повод посетить выставку «Он победил и время, и пространство…», организованную Русским музеем при поддержке «Газпрома» в залах Строгановского дворца к 225-летию поэта.

-2

Выставка названа по словам Анны Ахматовой из небольшого текста «Слово о Пушкине». Это первое в истории Русского музея обращение к Пушкиниане, золотому веку, вышедшему из Царского Села, лицея, где «смуглый отрок бродил по аллеям» и «лежала его треуголка». Выставка беспрецедентная, масштабная: Строгановский дворец почти весь посвящен пушкинскому Петербургу. Представлено более трехсот картин, рисунков, предметов декоративного искусства, быта из фондов Русского музея. На интерактивных экранах показаны адреса поэта, рисунки, рассказаны истории его друзей-лицеистов.

-3

На гравюре Бенджамена Патерсона «Новый железный мост, входящий в перспективу Невского проспекта в Санкт-Петербурге» — Зеленый мост через Мойку, изображен город, каким его видел Пушкин в первый приезд в 1811 году, когда он ждал собеседования на поступление в лицей. В галерее портретов — замечательная работа Гавриила Державина. Это тот самый «старик Державин», изображенный неизвестным художником, который слушал написанные 15-летним Пушкиным «Воспоминания в Царском Селе» на публичном экзамене в 1814-м в лицее. Поэт вспоминал: «Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

-4

«Красу невинности прелестной», 16-летнюю Екатерину Бакунину, в которую в лицейскую пору были влюблены Пушкин, Пущин и Малиновский, изобразил акварелью друг поэта и брат «великого Карла» художник и архитектор Александр Брюллов. Бакуниной Пушкин посвятил стихотворение «К живописцу», а другой лицеист, Николай Корсаков, написал на эти стихи популярный романс. Всего, как считают исследователи, Пушкин создал более двадцати лирических произведений о прекрасной фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны. Александр Брюллов написал и другую героиню лицейской лирики — Наталью Строганову, урожденную Кочубей. Как вспоминал Модест Корф, «она (а не Бакунина) была первым предметом любви Пушкина», и ее чертами в восьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин наделяет Татьяну.

-5

Один из ранних портретов Пушкина выполнил Егор Гейтман. Это гравировка для первого издания «Кавказского пленника» 1822 года. Пушкин — в образе лицейского романтичного отрока. Предполагают, что Гейтман за основу взял акварельный портрет поэта, выполненный лицейским учителем рисования Сергеем Чириковым в 1815 году. На знаменитой «Панораме Невского проспекта» Василия Садовникова со всеми домами от Адмиралтейства до Фонтанки Александр Пушкин прогуливается у дома № 20. Четная сторона Невского изображена на четырнадцати литографиях, левая — на шестнадцати. Рулон с левой стороной в длину имеет восемь метров, с правой — семь.

-6

Самый масштабный экспонат выставки — огромная — 212 × 345 см — картина Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Всего изображено и перечислено 223 персонажа пушкинского Петербурга. Сам Александр Сергеевич здесь стоит на переднем плане в группе литераторов — с Жуковским и Иваном Крыловым, поблизости — Михаил Сперанский, автор проекта «Предварительные правила для специального Лицея».

-7
-8

«Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-fitas постепенно начали именоваться пушкинскими современниками», — писала Анна Ахматова в «Слове о Пушкине». Для погружения в эпоху дизайн-группа SAMO создала костюмную инсталляцию — реконструировала бальное и прогулочное платье, придворный костюм. В витринах представлены настоящие чубук и кисет, бювар и кошелек поэта.

-9

В необъятную тему Пушкинианы Русский музей помещает картину Ивана Айвазовского «Пушкин на вершине Ай-Петри», работу Михаила Врубеля «33 богатыря» по мотивам «Сказки о царе Салтане», рисунки Резо Габриадзе «Пушкин на Кавказе». Невероятно разнообразен раздел скульптурных портретов: представлены работы Леонида Шервуда, Сарры Лебедевой, Михаила Аникушина. Разнообразны и жанры — рядом с фарфоровыми скульптурами Натальи Данько по мотивам «Бахчисарайского фонтана» и дымковскими игрушками Зои Пенкиной по «Сказке о царе Салтане» представлена и трогательная фигурка Пантелея Ярымбаша «Пушкин-лицеист», выпущенная к 150-летию поэта в 1950 году, напоминающая, что пушкинский Петербург вышел из Царскосельского лицея.

Текст и фото: Михаил Борисов

#этонадовидеть