"Русский язык? Это такой сложный язык!" – вот как с улыбкой и своеобразным акцентом отвечают некоторые родители мигрантов на призывы учителей общаться с детьми хотя бы на языке страны, в которой они проживают. Это ответ неудивителен: зачем тянуться, когда можно просто плыть по течению, ничего не учить, никуда не стремиться, и вместо этого требовать, чтобы все другие подстраивались под тебя.
Учителя в городских школах уже привыкли к этой бессмысленной ситуации. Они, за скромную зарплату, должны не только преподавать детей по учебным программам. Нет, этого явно недостаточно для полной "сказочности" ситуации. Теперь они также должны стать педагогами русского языка с нуля для тех, кто ничего не знает даже о том, как произнести слово "привет" без запинки. И при этом им нужно сохранять хладнокровие, улыбаться и проявлять "толерантность". О, эта милая волшебная "толерантность", которой машут перед учителями и родителями как знаменем на митинге. Говорят, все дети должны обучаться в одной среде, дружно интегрироваться в русскоязычное общество и тому подобное. На практике же эта интеграция похожа на игру с одними воротами: один играет, а все остальные просто стоят и смотрят.
Наконец, что-то начало двигаться в этом болоте: Следственный комитет взял этот вопрос на контроль! Аплодисменты, пожалуйста! Правда, не везде, а вот в Калининграде, где в одной из школ учителя пожаловались, что дети мигрантов, совершенно не знающие русского языка, нарушают учебный процесс. Представьте себе: в одном классе – шестеро учеников, которые не понимают, что происходит на уроках. Это скорее не класс, а скопление случайных людей, попавших на лекцию по астрофизике на каком-то другом языке. Единственное отличие в том, что никто из них не выбирал этот язык добровольно.
Тут возникает логичный вопрос: зачем эти дети вообще находятся в России? Трудовая миграция подразумевает приезд, работы и отъезд. Но когда эта схема превращается в переселение целыми семьями, никто и в помине не собирается учить язык страны, которая их приняла. Вопросов много, ответов мало, но факт остается фактом: мигранты приезжают, а русские школы превращаются в места, где русский язык звучит все меньше.
Теперь, вот свежая мысль: не более трех человек в классе, которые не знают языка! Да, это предложение партии СРЗП получило поддержку на высшем уровне, и это, несомненно, шаг вперед. Потому что доля детей мигрантов в некоторых школах уже перевалила за 90%. Это уже не школа, а некое многонациональное собрание, где русский язык – только один из множества.
Однако даже это – как пластырь на открытый перелом. Как обычные школы смогут реализовать это предложение? Гимназии в столицах могут как-то фильтровать абитуриентов, но что делать провинциальным школам, которые и так тонут в кадровых и финансовых проблемах? И хотят ли они это делать? В условиях финансирования на душу населения, когда чем больше детей, тем больше денег, школы выгодно забивать классы учениками, даже если они не говорят по-русски.
Тем не менее, в планах партии и министерства – организовать обязательные курсы русского языка для мигрантов и их детей. Отличная идея, но за чей счет? Родителей или их страну происхождения. И здесь важно не поддаваться под давлением толерантности. Хочешь жить в России? Учи язык. Хватит угождений! Не хочешь? Уезжай! Прощай, чемодан, вокзал, твоя родина.
Если у кого-то есть сомнения насчет того, какая это проблема велика, просто прогуляйтесь утром мимо любой школы. Послушайте, на каком языке говорят дети. Спойлер: часто это не русский. По официальным данным, у 53% детей мигрантов серьезные проблемы с русским языком, и это только официальная статистика. А сколько тех, кто его совсем не знает, но живет здесь, будто так и надо? Никто не скажет.
Тут уже пора тревожно звонить в колокола, потому что это вовсе не русское будущее ждет нас за углом. Многие мигранты уверены, что если их много, то они создают правила. И пусть учителя учат таджикский или узбекский, если не могут объясниться с их детьми на русском.
Тем временем, местные чиновники, похоже, играют в восхищение: "Но количество учеников в школах выросло!" – радостно отчитались в одной из администраций. Вот это ключевое слово: "выросло". А за счет кого, кого – это уже, кажется, не так важно. Чем больше детей, тем больше финансирования. А что потом? Как учить этих детей? Как интегрировать их в общество? На эти вопросы чиновники предпочитают не отвечать.
И дело ведь не только в языке. Мигрантские семьи часто многодетные, и в соответствии с законами, имеют преимущества при поступлении в детские сады и школы, получают бесплатное питание, льготы. А для российских семей, по-видимому, становится все меньше места и возможностей.
И вот что замечательно: ни у мигрантов, ни у их детей нет никакого желания интегрироваться. Это признают даже официальные лица. Уполномоченный по правам ребенка при президенте Мария Львова-Белова рассказывала, что даже мамы мигрантов не хотят учить язык. Предложили им пройти курсы русского – из 20 человек остались пять. Остальные просто пожали плечами: "Спасибо, мы как-нибудь сами". И вот это "как-нибудь само" и приводит к тому, что уже в российских школах русские дети начинают чувствовать себя чужими.
Поэтому, если мигранты стремятся к чему-то большему, чем просто временная работа, пожалуйста, учите язык, уважайте культуру и делайте это за свой счет. Не хотите? Тогда чемодан, вокзал и до свидания. Не злоупотребляйте нашей страной, чтобы бесконечно поддерживать свою родственную связь за счет российских налогоплательщиков и разваливать образование наших детей.
Эта проблема должна быть решена жестко и незамедлительно. Иначе завтрашние дни в наших школах будут совсем не такими, какими нам хочется их видеть.