Он был для нее многим: фотографом, другом, продюсером… Добрым магом, открывшим миру другую Мэрилин Монро, и злым гением, приводившим к слезам и истерикам.
Милтон Хоуторн Грингольц родился в Нью-Йорке в 1922 году. Уже в 14 лет он начал фотографировать, мечтая работать в индустрии моды. Ему удалось стать фотожурналистом и ассистентом Луизы Дал-Вулф в журнале «Harper’s Bazaar». Уже в 23 года Милтона Грина окрестили «кудесником цветной фотографии».
Мэрилин Монро и Милтон Грин впервые встретились в 1949 году в студии журнала «Life». «Мне показали папку с самыми красивыми снимками, которые мне доводилось видеть в своей жизни. Я только ахнула и спросила: «Господи, кто же их сделал?», - вспоминала Мэрилин. Когда ее представили фотографу, Она сказала: «Но Вы же еще мальчик!», на что тот, не растерявшись, ответил: «Что ж, а вы еще девочка!».
Талантливый молодой человек произвел на Мэрилин неизгладимое впечатление. Он был страстен, его рассказы о «написании картин с помощью фотоаппарата», о красочных и фантастических идеях воспевания женщин на фотоснимках, магически притягивали внимание.
Десять дней они провели в гостинице Шато-Мармон на бульваре Сансет, а 14 сентября 1949 года Милтон Грин возвратился в Нью-Йорк, не сделав ни единого снимка Мэрилин Монро.
Следующая встреча произошла четыре года спустя. Милтон Грин – уже знаменитый фотограф, сменивший «Life» на «Look». Он делает девять снимков Монро для «Look». Для того, чтобы показать Мэрилин с новой неизвестной публике стороны, Милтон предлагает Ей бесформенное пальто своей жены вместо вечернего платья haute couture.
Фотосессия, не лишенная эротических мотивов, проходила в вечернее время. Кадр «Обнаженная в пальто» не был опубликован в журнале «Look», так как показался главному редактору слишком откровенным, но зато попал в архивы Chopard. С этого времени начинается новая история взаимоотношений фотографа и кинодивы.
В 1954 году Милтон Грин пытается стать продюсером Мерилин и организовывает компанию «Мэрилин Монро Продакшнс».
Именно в это время состоялась знаменитая фотоссесия с балетным платьем. На этих фотографиях Она воздушна, как-то по-детски неуклюжа, но от этого еще более очаровательна.. Ее пропорции явно далеко от худощавости балерин, даже в платье Мэрилин не влезла, Она просто держит его в руках… Но это ничего не портит…
В 1956 году Мэрилин прибыла в Голливуд для начала работы над кинофильмом «Автобусная остановка». Производственная часть фильма, а также организация PR-мероприятий, легли на плечи Грина и его помощников. Однако работа не спорилась: из всех приглашений на благотворительные ужины, спонсорские мероприятия, Мерилин выбирала актерские курсы и бродвейские спектакли. Единственные, кто фотографировал ее в течении этих двух лет был Милтон Грин и Ева Арнольд.
Считается, что снимки, сделанные в 1956-57 гг. особенно эротичны. Одна из таких фотосерий называется «Сидящая в черном». Черное, безвоздушное пространство, темная драпировка одежды, сетчатые чулки и обольстительное тело…
После окончания работы над фильмом «Автобусная остановка», Мэрилин приступила к работе над лентой «Принц и танцовщица». Как раз в это же время Артур Миллер развелся с женой и сделал Мэрилин предложение. Это время постоянного эмоционального напряжения между всеми участниками «Мэрилин Монро Продакшнс». Милтон подозревал Миллера в меркантильности (драматургу приходилось платить гигантские алименты, а доходы у него были совсем небольшие) а, может, просто ревновал… Подписывая договор с Лоуренсом Оливье, исполнителем главной роли в фильме «Принц и танцовщица», Грин требовал для себя статус исполнительного директора-продюсера. Но если в титрах первых копий фамилия Грина еще фигурировала, но потом ее каким-то таинственным образом убрали.
Деловые и личные отношения между Милтоном и Мэрилин быстро ухудшались. Каждый из них обвинял другого в тех трудностях, которые возникли в процессе проката «Принца и танцовщицы», каждый с подозрением относился к честности и открытости партнера. Кроме того, не утихали споры о планах на будущее и возрастающее влияние Артура Миллера.
11 апреля 1957 года Мэрилин Монро сделала заявление для «Нью-Йорк Таймс» об увольнении Милтона Грина с поста вице-президента компании, мотивируя это тем, что он, предоставлял ей ложную информацию по поводу отдельных контрактных договоренностей. Ответ Милтона Грина был полон достоинства и выдержан в тоне сожаления: «Мэрилин не хочет реализовать задачи, которые мы перед собой поставили. Последние полтора года я посвятил исключительно ей. Практически я отказался от фотографирования».
Их последняя фотосессия состоялась уже после разрыва отношений. Она называлась «Сидящая в красном». Милтон использовал в качестве фона черный бархат, выгодно оттеняющий ослепительно жизнерадостную, игривую Мэрилин в красном платье.
Благодаря фотографиям Грина мы можем увидеть Мэрилин Монро не в шаблонном, растиражированном образе роковой блондинки с полуоткрытым ртом и родинкой на щеке. Она – разная!!! Это и уличная цыганка, и девочка-соседка, и мечтательница… Она становится ближе, еще роднее, понятнее… вроде бы…
Сам Милтон Грин так говорил о Ней: «Она была сверхвпечатлительна и очень предана своей работе – независимо от того, отдавали себе в этом отчет окружающие или нет. Я всегда верил в нее. Это была чудесная, любящая и фантастическая личность, которую понимали совсем не многие».