ИННОВАЦИИ В КОРАБЛЕСТРОЕНИИ
«Гото Предестинация» - историческая копия знаменитого корабля Петра Первого – сегодня украшает Воронежское водохранилище. Судно заложили на воронежской верфи в 1698 году. Это один из первых боевых кораблей петровской эскадры и первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Такие суда предназначались для особой тактики ведения боя, когда корабли противников выстраивались двумя линиями друг против друга. Название, придуманное Петром I, означает «Божье Провидение».
«Гото Предестинация» была инновационной – подобные корабли в иностранном флоте появились лишь спустя столетие. Нижнюю часть днища собирали отдельно и крепили к кораблю – она была подвижной. Это делали для того, чтобы корпус корабля оставался целым, когда судно садилось на мель и киль разбивался о донные камни. Царь сам контролировал строительство.
ИНОСТРАНЦЫ ЗА ШТУРВАЛОМ
На воду «Гото Предестинацию» спустили в 1700 году. На борту 40-метрового корабля находилось 58 пушек, а его экипаж составлял более 200 человек. В команду набирали россиян, но капитанами всегда становились иностранцы. В разное время судном управляли швед Отто Крестьян, датчанин Нанинг Генрих и голландец Шхон Симон.
Корабль проследовал в акваторию Азовского моря и в 1710 году поступил на военную службу. В 1711 году после неудачного похода Петра I на Молдавию «Предестинацию» вместе с другими судами продали османам.
КОПИЯ — ИЗ СТОЛЕТНИХ ДУБОВ И СОСЕН
Историческую копию корабля начали строить в Воронеже в 2010 году. Оригинальные чертежи до наших дней не сохранились, поэтому его воссоздали по картинам и гравюрам голландского мастера Адриана Шхонебека и акварели шведского художника Питера Бергмана 1700 года.
Сначала изготовили 25-килограммовый судовой колокол – его отлили прямо на Адмиралтейской площади Воронежа. Вместе с раскаленной бронзой в форму также бросили монеты петровского времени. На колоколе выгравировали герб России, название парусника, очертания русских храмов и самого корабля.
У копии «Гото Предестинации», в отличие от оригинала, нет киля — ее днище почти плоское, а для устойчивости его уравновесили бетонными блоками. Нижнюю металлическую часть корпуса смонтировали на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе, а верхнюю деревянную подготовила петрозаводская верфь «Варяг». Она из такой же древесины, что и при Петре I – столетних сосны и дуба. Собирали деревянные конструкции у Петровской набережной в Воронеже.
Сегодня это корабль-музей, расположенный по адресу Петровская набережная, 21б. Экскурсии проходят во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье с 9.00 до 19.00, в четверг - с 9.00 до 20.00