Найти тему

«Божье Провидение» на Воронежском водохранилище

Оглавление
Копия первого линейного корабля российского флота "Гото Предестинация". Фото Тимура Подколзина
Копия первого линейного корабля российского флота "Гото Предестинация". Фото Тимура Подколзина

ИННОВАЦИИ В КОРАБЛЕСТРОЕНИИ

«Гото Предестинация» - историческая копия знаменитого корабля Петра Первого – сегодня украшает Воронежское водохранилище. Судно заложили на воронежской верфи в 1698 году. Это один из первых боевых кораблей петровской эскадры и первый линейный корабль Российского военно-морского флота. Такие суда предназначались для особой тактики ведения боя, когда корабли противников выстраивались двумя линиями друг против друга. Название, придуманное Петром I, означает «Божье Провидение».

«Гото Предестинация» была инновационной – подобные корабли в иностранном флоте появились лишь спустя столетие. Нижнюю часть днища собирали отдельно и крепили к кораблю – она была подвижной. Это делали для того, чтобы корпус корабля оставался целым, когда судно садилось на мель и киль разбивался о донные камни. Царь сам контролировал строительство.

ИНОСТРАНЦЫ ЗА ШТУРВАЛОМ

На воду «Гото Предестинацию» спустили в 1700 году. На борту 40-метрового корабля находилось 58 пушек, а его экипаж составлял более 200 человек. В команду набирали россиян, но капитанами всегда становились иностранцы. В разное время судном управляли швед Отто Крестьян, датчанин Нанинг Генрих и голландец Шхон Симон.

Корабль проследовал в акваторию Азовского моря и в 1710 году поступил на военную службу. В 1711 году после неудачного похода Петра I на Молдавию «Предестинацию» вместе с другими судами продали османам.

КОПИЯ — ИЗ СТОЛЕТНИХ ДУБОВ И СОСЕН

Историческую копию корабля начали строить в Воронеже в 2010 году. Оригинальные чертежи до наших дней не сохранились, поэтому его воссоздали по картинам и гравюрам голландского мастера Адриана Шхонебека и акварели шведского художника Питера Бергмана 1700 года.

Сначала изготовили 25-килограммовый судовой колокол – его отлили прямо на Адмиралтейской площади Воронежа. Вместе с раскаленной бронзой в форму также бросили монеты петровского времени. На колоколе выгравировали герб России, название парусника, очертания русских храмов и самого корабля.

У копии «Гото Предестинации», в отличие от оригинала, нет киля — ее днище почти плоское, а для устойчивости его уравновесили бетонными блоками. Нижнюю металлическую часть корпуса смонтировали на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе, а верхнюю деревянную подготовила петрозаводская верфь «Варяг». Она из такой же древесины, что и при Петре I – столетних сосны и дуба. Собирали деревянные конструкции у Петровской набережной в Воронеже.

Успенский храм, в котором освящали корабли. построенные под руководством Петра Первого
Успенский храм, в котором освящали корабли. построенные под руководством Петра Первого

Сегодня это корабль-музей, расположенный по адресу Петровская набережная, 21б. Экскурсии проходят во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье с 9.00 до 19.00, в четверг - с 9.00 до 20.00