В середине 60-х Александра Пахмутова и Николай Добронравов познакомились с Юрием Гагариным и другими лётчиками и космонавтами. Знакомство и общение с героями эпохи не прошло даром: чета при участии их старшего товарища, поэта Сергея Гребенникова посвятила покорителям неба несколько песен. Среди них была знаменитая «Нежность».
По словам друга Пахмутовой и Добронравова, поэта Евгения Долматовского, песня звучала как «заклинание женщины, подруги пилота, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения». Стихи Добронравов и Гребенников сочиняли, отталкиваясь от рассказов переживающих за мужей жён лётчиков и космонавтов. Не просто так текст начинается мрачным «Опустела без тебя Земля…», а заканчивается просьбой, почти мольбой «Если можешь, прилетай скорей…».
Готовую песню авторы предложили Эдите Пьехе, но та отказалась, побоявшись, что ей не хватит диапазона:
«Испугалась, что не потяну. Кажется, Пахмутова немного обиделась на меня тогда. А зря! Ведь так исполнить эту песню, как сделала это Кристалинская, вряд ли кому ещё удастся».
Тогда Пахмутова и Добронравов обратились к Майе Кристалинской. На записи «Нежность» растрогала артистку до слёз, однако живая премьера, состоявшаяся в декабре 1965 года, не вызвала тех же чувств у зрителей Колонного зала Дома Союзов. Николай Николаевич вспоминал, что певица уходила со сцены под «несколько вежливых хлопков и стук собственных каблуков». Тем не менее Кристалинская включала песню в каждое своё выступление и достучалась-таки до сердец слушателей.
Лётчики и космонавты очень полюбили «Нежность». Так, Владимир Комаров перед роковым стартом просил Гагарина передать слова благодарности Пахмутовой и Добронравову за трогательную песню. Особенной она стала и для самого Юрия Алексеевича, а после его гибели в 1968-м слова «Опустела без тебя Земля…» приобрели иное значение.
«Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала», — писал Долматовский.
Любимой «Нежность» стала и для режиссёра Татьяны Лиозновой. Задумав снимать «Три тополя на Плющихе», Татьяна Михайловна точно знала, какая песня пройдёт красной нитью через весь фильм. Но Пахмутова, работавшая над музыкальным оформлением картины, не хотела, чтобы там звучала композиция. Александра Николаевна сдалась, когда Лиознова заявила, что фильм ради этой песни и затевался.
Фото: соцсети