Советский кинематограф — это целая вселенная, полная ярких звезд и незабываемых шедевров. Но даже в этом созвездии талантов случались досадные осечки. Представьте себе: переполненный кинотеатр, предвкушение зрителей, а на экране... полный провал! Давайте окунемся в мир пяти советских киноляпов, от которых даже у самых преданных киноманов начинают слезиться глаза.
5. «Русский сувенир» (1960) — когда пропаганда вышла боком
Григорий Александров, тот самый волшебник, подаривший нам «Веселых ребят» и «Цирк», решил тряхнуть стариной. И что же? Снял «Русский сувенир» — фильм, от которого даже самые стойкие зрители сбегали из кинозалов!
Представьте картину: самолет с иностранцами совершает вынужденную посадку в Сибири. Казалось бы, вот он — шанс показать всю красоту и мощь советской державы! Но не тут-то было. Вместо захватывающего приключения зрители получили унылую лекцию о преимуществах социализма.
А 58-летняя Любовь Орлова в роли «молодой советской девушки-инженера»? Это было настолько неубедительно, что даже самые преданные поклонники актрисы недоуменно качали головами. Фильм с треском провалился в прокате, и его быстренько убрали с экранов, чтобы не позориться.
4. «Нейлон 100%» (1973) — комедия, где забыли про смех
Владимир Басов, прославленный актер и режиссер, решил снять комедию о дефиците. Тема-то животрепещущая, но вот незадача — фильм получился таким же дефицитным на юмор, как пустые полки советских магазинов.
Сюжет крутится вокруг злополучной нейлоновой шубы, которая кочует от одного владельца к другому. Звучит интригующе? А на деле получилась какая-то несвязная мешанина из скучных скетчей. Даже харизма Леонида Куравлева и Риммы Марковой не смогла спасти этот киноконфуз.
Вишенкой на торте стало «признание» от журнала «Советский экран» — фильм назвали худшим в 1974 году. Вот так незадача — хотели посмеяться над дефицитом, а в итоге сами стали дефицитом хорошего юмора!
3. «Опасно для жизни» (1985) — когда даже Гайдай промахнулся
Леонид Гайдай — это же король советской комедии! «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» — классика на все времена. Но вот «Опасно для жизни» — это как испорченный анекдот от признанного острослова.
Сюжет вроде бы простой: ответственный гражданин находит оборванный провод и остается его охранять. Но это «простой» сюжет растянули на полтора часа! Зрители ждали искрометных шуток и неожиданных поворотов, а получили... унылое бормотание телевизора на фоне.
Даже звездный состав — Куравлев, Удовиченко, Вицин — не смог вытянуть этот фильм. Зрители выходили из кинотеатров с недоумением на лицах: «Неужели это снял тот самый Гайдай?»
2. «Черноморочка» (1959) — дебют, который лучше забыть
Алексей Коренев потом снял «Большую перемену». Но его первый блин вышел комом, да еще каким! «Черноморочка» — это как фальшивая нота в красивой мелодии советского кино.
Фильм рассказывает о девушке Софийке, которая мечется между джазом и народными песнями. Звучит как отличная идея для музыкальной комедии, верно? Но на деле получилась какая-то каша из плоских шуток и унылых песен.
«Советский экран» не церемонился — назвал «Черноморочку» худшей комедией СССР. Представьте, каково было Кореневу читать такие отзывы о своем дебюте! Но он не сдался и потом все-таки доказал, что умеет снимать отличное кино.
1. «По улицам комод водили» (1978) — альманах курьезов
Марк Генин решил снять фильм-альманах — девять историй о советском быте. Идея-то хорошая, но реализация... Ох, лучше бы этот комод не выезжал на улицы!
Несмотря на участие таких звезд, как Куравлев, Селезнева, Демьяненко и Крамаров, фильм получился невероятно скучным. Шутки были плоскими, сюжеты — надуманными. Зрители в кинотеатрах зевали так громко, что порой заглушали звук с экрана.
Этот фильм стал наглядным уроком: даже самые яркие звезды не спасут картину, если сценарий — пустышка.
Эти пять фильмов — настоящие курьезы советского кинематографа. Они показывают, что даже у признанных мастеров бывают промахи:
- Чрезмерное усердие в пропаганде («Русский сувенир»)
- Неудачные попытки пошутить над наболевшим («Нейлон 100%»)
- Эксперименты с жанрами, которые не удались («Опасно для жизни»)
- Неопытность начинающих режиссеров («Черноморочка»)
- Слабые сценарии, не спасенные даже звездным составом («По улицам комод водили»)
Но знаете что? Эти провалы делают историю советского кино еще интереснее! Они напоминают нам, что за каждым шедевром стоит огромный труд и талант. А иногда — и способность учиться на своих ошибках.
А какие советские фильмы вызвали у вас разочарование или, наоборот, стали любимыми вопреки критике? Напишите свое мнение в комментариях!