Найти тему
ВТБ Страна

«Битва за ноту»: как создавался легендарный балет «Спартак»

Оглавление

Как показать в танце восстание, оргию, гладиаторские бои, предательство и героическую гибель за свободу? Ответ на этот вопрос искали в Москве и Ленинграде. Поиски сопровождались ожесточенными спорами между композитором и балетмейстерами, а в итоге «Спартак» получил статус главного советского балета. Рассказываем, какая борьба разворачивалась за кулисами и как в результате родился балет, ставший визитной карточкой Большого театра.

Легенда о гладиаторе

Марис Лиепа в роли Красса в сцене из балета «Спартак». Государственный академический Большой театр, 1971 год © РИА «Новости»
Марис Лиепа в роли Красса в сцене из балета «Спартак». Государственный академический Большой театр, 1971 год © РИА «Новости»

В 1874 году в Италии вышла книга «Спартак» романиста-историка Рафаэлло Джованьоли. В центре повествования — гладиатор Спартак, возглавивший восстание рабов в Древнем Риме. И пусть персонаж исторически реальный, сюжет вокруг него был во многом выдуман.

В России после 1905 года левые издательства стали печатать произведение наряду с революционной литературой, а когда к власти пришли большевики, роман обрел немалую популярность. Считается даже, что именно эта книга в середине тридцатых подсказала футболисту Николаю Старостину новое название для «Московского клуба спорта» Краснопресненского района — сегодня про красно-белый «Спартак» знает каждый.

Однако для создателей балета книга была не опорой, разве что вдохновением. Либреттист Николай Волков, получивший заказ на «Спартака» от Большого театра еще в 1933 году, в основном опирался на сочинения античных историков. Предложенный им сюжет о «символе борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей» получил одобрение властей. Но все затянулось: только через восемь лет проект дошел до композитора Арама Хачатуряна. В 1941-м он заявил, что готовит «монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории». Однако по-настоящему работа закипела уже после войны.

Арам Хачатурян у стен Колизея, 1950 год, Дом-музей Арама Хачатуряна, Ереван
Арам Хачатурян у стен Колизея, 1950 год, Дом-музей Арама Хачатуряна, Ереван

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии в составе делегации деятелей советской культуры. «Я изучал античные картины, скульптуры, видел сооружения Древнего Рима, триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей, часто проходил по тем местам, по которым когда-то шел Спартак со своими товарищами. Все это вызывало музыкальные образы», — рассказывал он. После поездки на первой странице партитуры балета Хачатурян написал: «Приступаю с чувством огромного творческого волнения». Работа над музыкой заняла три с половиной года.

Долгожданная премьера

Сцена из балета «Спартак» в постановке Леонида Якобсона © Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра
Сцена из балета «Спартак» в постановке Леонида Якобсона © Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

В 1954-м репетиции нового балета велись одновременно в Москве и Ленинграде. В Большом «Спартака» готовил хореограф Игорь Моисеев, а в Кировском (сегодняшнем Мариинском) — Леонид Якобсон.

Ленинградская премьера состоялась первой. Еще до нее интерес к постановке подогрели слухи о конфликте между композитором и балетмейстером. Якобсон счел музыку слишком растянутой и сильно сократил и перекроил партитуру, хотя Хачатурян возражал против изменений. Оба обладали взрывными темпераментами, и говорят, что однажды дело дошло до настоящего рукоприкладства. По воспоминаниям очевидцев, жестикулируя, один задел другого рукой, другой дал сдачи, и в итоге двух прилично одетых людей разнимали на Невском проспекте. Неудивительно, что отношения были испорчены.

Однако сама премьера в Кировском прошла грандиозно. Сплелись трагический сюжет, колоритная музыка, необычная хореография. Весь спектакль был поставлен «без пальцев», то есть без танцев на пуантах — танцоры выступали в римских сандалиях и были одеты в свободные туники. Якобсона уже знали как одного из самых оригинальных балетмейстеров, однако применение свободной пластики, да еще и с налетом эротизма, на протяжении целого спектакля зрители видели впервые.

Сцена из балета «Спартак» в постановке Леонида Якобсона © Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра
Сцена из балета «Спартак» в постановке Леонида Якобсона © Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Еще одна особенность — Якобсон добавил в классический балет пантомиму. Особая пластика движений и жестов будто заставляла оживать античные изображения и скульптуры, а ключевые эпизоды сюжетного развития хореограф запечатлел, заставляя героев застывать во время симфонических антрактов между картинами.

Спектакль надолго вошел в репертуар театра, несколько раз перезапускался и идет в нем до сих пор. В первых версиях постановки в эпизодической роли раба-гладиатора был задействован тогда еще солист театра Юрий Григорович. Через 12 лет именно он поставит в Москве свою легендарную версию «Спартака».

Визитная карточка Большого театра

Владимир Васильев в роли Спартака в сцене из балета «Спартак». Государственный академический Большой театр, 1968 год © РИА «Новости»
Владимир Васильев в роли Спартака в сцене из балета «Спартак». Государственный академический Большой театр, 1968 год © РИА «Новости»

Но перед версией Григоровича в Москве было еще два «Спартака». Как и планировалось, первый прошел в 1958 году в постановке Игоря Моисеева — одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Спектакль поразил своей грандиозностью, зрелищностью массовых сцен, где был занят почти весь состав балетной труппы Большого театра, но в целом был принят довольно прохладно. Спустя четыре года в Большой же пригласили Якобсона с обновленной версией ленинградского «Спартака». Со временем обе версии, по мнению дирекции театра, «выполнили свою историческую миссию», и поставить новую предложили Юрию Григоровичу. Премьера известного всему миру балета «Спартак», ставшего визитной карточкой Большого театра, состоялась 9 апреля 1968 года.

И снова балетмейстер перекроил партитуру, и снова был скандал. Хачатурян категорически отказывался принимать спектакль. Шел бой за каждый такт, и спорящие сами в шутку называли это «битвой за ноту» — в этот раз в поиске новой драматургической формы композитору и хореографу все же удалось найти общий язык. На премьере Хачатурян подарил Григоровичу на память партитуру с подписью: «Гениальному балетмейстеру с плохим характером». А по словам исполнителя Спартака Владимира Васильева, Хачатурян плакал в конце каждого спектакля, на который приходил.

За кулисами Государственного академического Большого театра после балета «Спартак» (слева направо): Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Арам Хачатурян, Нина Тимофеева, Владимир Васильев, Нина Макарова, 1972 год © РИА Новости
За кулисами Государственного академического Большого театра после балета «Спартак» (слева направо): Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Арам Хачатурян, Нина Тимофеева, Владимир Васильев, Нина Макарова, 1972 год © РИА Новости

Героический мужской балет

«…Я показал ему поставленный танец восставших рабов, подробно объяснив, какое место он будет занимать в балете, и Арам Ильич спросил: „А где женщины?“ Выслушав мои объяснения, что это гладиаторы, восставшие рабы, он подумал и опять спросил: „Да, а где женщины?“ В прежних редакциях балета в этой сцене, действительно, участвовали женщины», — вспоминал Юрий Григорович.

И это характерно, ведь когда ставили «Спартака», лидирующие роли в балете в сознании зрителей были преимущественно женскими, да и по именам знали только великих балерин. Григорович же назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом» и впервые вывел на первый план мужчин. Он развил партию Спартака, но что стало по-настоящему открытием — наравне с героем затанцевал и его антагонист Красс, римский полководец, удерживавший Спартака в плену и обрекший его на смерть.

Абсолютно разные артисты под руководством Григоровича создали легенду. Владимир Васильев в роли Спартака и Марис Лиепа — Красса — эти фамилии не сходили с афиш по всему миру. Редкие крупные гастроли обходились без «Спартака», а советским зрителям особенно запомнился золотой состав по телеверсии 1975 года — Васильев, Лиепа, Тимофеева, Бессмертнова. С годами им на смену приходили все новые поколения звезд балетной труппы Большого. И сегодня спектакль не сходит со сцены и идет в точности так, как был поставлен больше 50 лет назад.

Банк ВТБ выступит партнером нескольких культурных событий, запланированных в рамках перекрестных Годов культуры России и Китая (2024–2025). Среди них — выставка избранных произведений живописи из коллекции Государственной Третьяковской галереи в Пекине и Шэньчжэне, а также гастроли Большого театра с балетом «Спартак». Спектакли покажут в крупнейшем финансовом центре Китая — городе Шанхае, где располагается филиал «ВТБ Шанхай», флагман на рынке платежей между Россией и Китаем. Китайские зрители увидят знаменитую постановку Юрия Григоровича.