Словом вокзал (от англ. vauxhall) в России принято называть комплекс зданий транспортного назначения для обслуживания пассажиров. В первую очередь вокзал у нас ассоциируется именно с железнодорожным транспортом. Первым вокзалом в Российской империи стал Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, который открылся в 1837 году на ж/д линии в Царское село.
В период интенсивного развития железных дорог в XX веке по всей территории нашей страны от Мурманска до Ташкента и Владивостока появились тысячи вокзалов на пассажирских станциях. Однако с течением времени необходимость в некоторых из них отпала, и теперь бывшие здания вокзалов стоят в заброшенном состоянии или используются в совсем иных целях, а в отдельных случаях были снесены.
В нашей сегодняшней подборке вы увидите примечательные железнодорожные вокзалы в городах России, которые были навсегда закрыты и уже никогда не примут пассажиров.
1. Ромодановский (Казанский) вокзал
г. Нижний Новгород
Второй вокзал Нижнего Новгорода в Нагорной части на берегу Оки был открыт в 1904 году. Вдоль крутого склона реки ж/д пути поднимались к району Мызы, где сейчас заканчивается действующий участок. После постройки Сартаковского ж/д моста через Оку в 1961 году дальние поезда перевели на Московский вокзал. До 1974 года на вокзале сохранялось пригородное движение, пока из-за нескольких оползней не было принято решение закрыть участок от Мызы до Ромодановского вокзала.
Некоторое время вокзал был заброшен, а с 2003 года его помещения занимает фирма по производству платёжных карт.
2. Нижегородский вокзал
г. Москва
Второй по счету вокзал Москвы после Николаевского (Ленинградского) в районе пересечения Нижегородской улицы и Рогожского вала открылся в 1861 году после сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Он располагался в ту пору за чертой города по Камер-Коллежскому валу примерно на месте нынешней многоэтажки по Нижегородской улице, дом 9А. Здание вокзала представляло собой довольно скромное одноэтажное деревянное строение П-образной формы, поскольку, по ряду источников, изначально задумывалась как временное.
В 1896 году поезда на Нижний Новгород перевели на открывшийся Курский вокзал. Станцию стали использовать только для грузовых перевозок, а бывший вокзал стал конторой. В 1950-е годы при массовой застройке района здание вокзала, как и ж/д пути, были ликвидированы.
3. Варшавский вокзал
г. Санкт-Петербург
Вокзал Петербурго-Варшавской ж/д в стиле бозар на набережной Обводного канала открылся в 1853 году и соединил столицу Российской империи с Гатчиной, а затем с Псковом и Европой. Именно с этого вокзала отправлялся в Париж известный поезд "Норд-Экспресс".
В советское время с вокзала ходили поезда в Прибалтику, Западную Украину и Восточную Европу, а также электрички Лужского и Прибалтийского направлений. Электрификация проведена в 1967 году.
В 2001 году вокзал из-за излишнего дублирования другими направлениями был закрыт, а поезда распределили между соседними Балтийским и Витебским вокзалами. В 2006 году здание было реконструировано сначала в ТРЦ, а в 2022 год - в фудмолл. На месте бывших ж/д путей построили жилые комплексы.
4. Старый вокзал г. Кострома
г. Кострома
Каменное здание вокзала в стиле эклектики с деревянными флигелями построили в 1887 году, когда к Костроме протянули ж/д ветку из Ярославля. Тогда город располагался лишь на левом берегу Волги, и до него приходилось добираться на пароме. Когда через реку соорудили железнодорожный мост в 1932 году, на левобережье открыли более удобный новый вокзал Кострома-Новая. Пассажирское движение до старого вокзала было прекращено, тупиковый путь сейчас используется лишь местным предприятием.
Само здание вокзала переоборудовали в жилой дом. Примерно с 2010-х годов после расселения в полузаброшенном здании располагается антикварная лавка, последние пару лет ведутся разговоры о реставрации исторической постройки.
5. Вокзал ст. Кировск-Мурманский
г. Кировск, Мурманская обл.
Роскошный вокзал в стиле сталинского ампира для небольшого горняцкого городка Кировска с населением 45 тыс. жителей в лучшие годы был открыт в 1939 году вместе с тупиковой ж/д линией от Апатитов. На линии имелась электрификация, ходили электрички. Необходимость постройки столь крупного вокзала в небольшом городе вызвала массу легенд. Так, одной из них является допущенная Иосифом Сталиным ошибка, когда он перепутал города Киров и Кировск. По другой версии, в городе планировали провести всемирный конгресс горняков.
С 1996 года пассажирские перевозки полностью прекратились, а здание вокзала было заброшено. Сейчас оно находится в полуруинированном состоянии, внутренний декор после пожара полностью утрачен.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!