Примерно году в 2005 в нашей читательской среде случился бум по поводу произведений японского писателя Харуки Мураками. Его стали усиленно издавать. Тогда-то я и начала свое знакомство с его творчеством. Прочитала несколько книг, но далеко не все. Недавно перечитала роман, с которого началось мое знакомство с писателем.
"Норвежский лес". Не первое произведение Мураками, но именно этот роман стал его визитной карточкой. Написан он был в 1987 году, а действие романа относится к концу 60-ых, началу 70-х гг.
Почти 20 лет прошло с момента моего первого прочтения. Подробности сюжета стёрлись из памяти, а вот впечатления остались. А раз они пережили такой долгий срок, значит, книга достойна того, чтобы взять ее в руки снова.
О сюжете. ( Здесь спойлеры!)
Повествование ведётся от первого лица. Вначале мы знакомимся со взрослым автором. Его зовут Тоору Ватанабэ. Ему 37. Он летит в Гамбург. И когда самолёт садится, начинает звучать мелодия "Норвежского леса" группы "Битлз". Она-то и возвращает время вспять на 18 лет. Октябрьский ветер, зелень пейзажа, поляна и Наоко -- удивительная девушка, с которой все началось.
А потом автор возвращается к последовательному повествованию. Ему 18, и он только поступил в институт. Факультет театрального искусства. Жил в общежитии, деля комнату с парнем, помешанным на порядке. Подрабатывал в свободное время. Много читал, слушал музыку, ходил в кино. Позже сблизился со студентом постарше Нагасавой. И вместе они совершали безумные рейды "по девочкам". Но была у Ватанабэ и странная подруга -- Наоко. Неспешно он рассказывает их необычную историю. С детства у Ватанабэ был лучший друг Кидзуки. Они и учились вместе. Когда стали старше, у Кидзуки появилась девушка. Это и была Наоко. Частенько проводили время втроём. И им было комфортно. Но в день своего 17-летия Кидзуки покончил с собой. Ни записки, ни объяснения. Это событие сильно повлияло и на девушку, и на нашего героя, который много думал об этом.
Но потом у него началась студенческая жизнь и страшное событие заслонили другие. С Наоко он возобновил дружбу, но она была необычной -- они много гуляли, но при этом мало говорили друг с другом. Постепенно все же сблизились. И в день двадцатилетия девушки вместе провели ночь.
А потом Наоко пропала. И лишь спустя время пришло письмо. Она сообщала, что взяла академический отпуск в своем институте, но вряд ли туда вернётся. Больна. И из письма мы понимаем, что это болезнь душевная, а не физическая. Девушка лечилась в больнице, а потом отправилась в специальный санаторий в горах. Просила не обижаться и обещала написать, когда будет готова к встрече.
Это было печально. Когда наступили каникулы, наш герой не поехал к родителям. Он подрабатывал и отдыхал. В стране проходили забастовки студентов, но Ватанабэ аполитичен., ему это не интересно.
А начало нового учебного года принесло ему интересное знакомство. В его жизнь вошла Мидори. Активная, смелая, умная и несколько безбашенная. Это на первый взгляд. Только когда Ватанабэ узнает ее лучше, поймет, что ее жизнь не так весела и беззаботна, как могло показаться поначалу. Мидори и Ватанабэ становятся хорошими друзьями.
Но Наоко не забывается. Ватанабэ дважды посещает ее в санатории. И надеется на лучшее: Наоко вернётся в реальный мир, и они будут вместе. Хотя мечта эта становится все призрачнее.
Одновременно с этим юноша все ближе сходится с Мидори. Он побывал у нее дома, узнал, куда она иногда пропадает. Оказывается, ухаживает в больнице за тяжело больным отцом. Чем ближе Ватанабэ узнает девушку, тем больше она ему нравится.
Но его мир рушится, когда он узнает о самоубийстве Наоко. Болезнь все же взяла свое. Парень пускается в путешествие, пытаясь убежать от принятия свершившегося. Как в тумане, он идёт и идёт в никуда, ночуя, где придется и питаясь кое-как. Месяц скитается. Но приходит осмысление, что пора вернуться и жить дальше.
Большую помощь в "возвращении в жизнь" ему оказывает взрослая женщина, которая жила бок о бок с Наоко в санатории, Рэйко. Она помогает понять, что жизнь продолжается, что нельзя не воспользоваться шансом на счастье с Мидори. И Ватанабэ звонит девушке.
Совсем не кратко у меня вышло, но такой сюжет сложно передать глаголами действия. Здесь много чувств, переживаний, размышлений.
О чем же книга, если обобщать? О взрослении, о принятии мира и его законов, о любви и дружбе, о неизбежности потерь и умении их пережить и принять, о выборе своего пути. И обо всем этом автор пишет просто, но не приземленно, хотя в книге много очень обыденных моментов.
А ещё было очень интересно сравнивать молодежь 60-ых " там" и "у нас". Это абсолютно разные миры. " Там" ближе к современности ( капитализм, образ жизни, раскрепощенность времён хиппи, свойственная молодежи, бОльшая и ранняя степень взросления). И в то же время приходится констатировать спад интеллектуального развития современной молодежи по сравнению с временем, описываемым в романе. Молодые люди много читали, слушали хорошую музыку ( и классику, и поп), много общались и размышляли. Невольно задумываешься о деградации современного общества.
Также нам, людям имеющим другой менталитет, невозможно не обратить внимание на тему самоубийств. Ведь в романе не только о тех двух, которые я упомянула, рассказывается, но и о других. Для нас и сейчас самоубийство -- не обыденность, а уж в 60-ые это было редкостью ( тем более в молодежной среде). Думаю, это в большой степени связано с религиозной основой наших мировоззрений.
Мне нравится стиль Мураками. Мягкое неспешное повествование. И хотя в сюжете много печали и боли, в книгу погружаешься, как в мягкий кокон. Нет тоски и страдания. Есть размышление и лёгкая грусть. Это книга, о которой думаешь спустя время.
Я читала много отзывов, профессиональных и очень простых. Воспринимается "Норвежский лес" совершенно по-разному: от полного неприятия до обожания. Все зависит от жизненного и эмоционального "багажа" читателя. Но так и должно быть.
А вы читали?