Любит не любит? Стриптиз не стриптиз? Гадать на ромашке после этой статьи не придется. Все что нужно знать о бурлеске, чтобы захотеть и отважиться на него сходить, узнали для вас мы, Аня и Настя, ведущие зрительского подкаста о театре “Бельэтаж это где?”.
Раскрывала все превратности бурлеска для нас настоящая бурлеск-артистка Мари МакМюллер. Еще больше роскошных фото Мари ищи в статье.
Мари и ее жизнь в бурлеске (и вне его)
Мари о отношении родителей к ее творчеству, страхе сцены и работе в госструктурах
Настя: Мари, расскажи, пожалуйста, как ты начала заниматься бурлеском?
Мари: Моё увлечение бурлеском началось с того, что я сама сходила на бурлеск.
Аня. Кто, по твоему мнению, подходит для бурлеска?
Мари: Вам не стоит идти на сцену, если вам нравится жанр, но вы боитесь. Никто не любит смотреть на неуверенных людей. А если вы любите себя, то ждём.
Аня: Как твои родственники, друзья относятся к тому, что ты выступаешь в бурлеск-шоу? Нет каких-то конфликтов, осуждений, противоречий, может быть?
Мари: Разумеется, есть. Например, мои родители не поддерживают меня в этом. Когда мама узнала о бурлеске впервые, она постаралась принять эту мысль. Но, видимо, она попыталась как-то поговорить об этом со своими коллегами, и они переубедили её в обратном. Она не захотела понять сущность жанра. Для неё это что-то сродни стриптизу, чему-то грязному, пошлому, и она просто не готова открыться правде. С отцом примерно такая же ситуация. Единственное, что он у меня сказал: что ты у меня как Дита фон Тиз?
Настя: Ну, это неплохой комплимент, можно так сказать.
Мари: Ну, в общем, он на это отреагировал довольно спокойно, намного спокойнее, чем мама. Но меня искренне поддерживают мои друзья. Мой молодой человек, он мне очень помогает. Периодически возит меня и тонны моего реквизита. И забирает после концертов, а потом кормит эту уставшую артистку дома. Среди бурлеск-артисток и правда бывают очень много историй про то, что сегодня ко мне на шоу пришли мои родители, или там в зале сидит мама. Я пока не могу похвастаться такой историей, но я думаю, что со временем, я думаю, всё изменится.
Аня: Ты можешь вспомнить своё первое выступление? Каково это?
Мари: Офигенно было, честно говоря, офигенно. Конечно, я немного тревожилась в моментах - когда ты только просыпаешься этим днём, начинаешь собираться, едешь на площадку. Но потом это всё улетучивается. Разумеется, каждый раз перед выходом на сцену любая артистка, она немного тревожится. Еще скажу, артисткам проще и лучше всего выступать, когда нас поддерживают, когда каждый элемент костюма, который мы снимаем сопровождается овациями. И это действительно очень сильно помогает.
Настя: Можешь рассказать, на кого ты училась? Чем занимаешься помимо бурлеска?
Мари: Я училась на специалиста по информационной безопасности. И до переезда в Санкт-Петербург я работала вообще при Министерстве связи на госструктурах. Периодически мой Инстаграм (признан экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) смотрят мои бывшие коллеги, и я даже не знаю, что они думают про меня теперь. А моя сейчас основная работа – я ретушёр. Я давно работаю с фотографией, и, собственно, моя основная деятельность, она с ней связана. Я зарабатываю деньги на фотографии, косплее, и также на обработке фотографий для клиентов.
Настя: Для тебя бурлеск - это работа, подработка или хобби?
Мари: С моим отношением, особенно с пятью номерами за первый год, я не могу сказать, что это не подработка, что это не хобби. Я отношусь к этому как к работе.
Аня: Что тебе даёт эта работа творческая такая?
Мари: Конечно, это самовыражение. Например, я в своём бурлеск пути преодолеваю свои комплексы, свои страхи и прорабатываю в целом свой жизненный опыт. То есть каждый мой номер так или иначе относится к моей жизни, и я перепроживаю эти ситуации, выходя на сцену. Это мой путь. Для меня это комфортно. То есть через бурлеск, через свои первые выходы, например, я преодолела страх боязни сцены В университете, например, я не могла защищать нормально там диплом. Я это сделала под половиной таблетки транквилизатора, потому что мне было страшно вообще выйти и что-либо сказать, открыть рот, посмотреть на этих людей, которые на меня смотрят. То есть, да, я очень сильно боялась сцены. Тот человек, который был до, скажем так, бурлеск-карьеры, это совершенно другой человек. И благодаря бурлеску я очень многое в себе меняю.
Как создаются бурлеск-номера
О том откуда Мари берет идеи для номеров, сколько стоят костюмы и зачем трусы приклеивать на клей
Аня: Как рождается идея номера? С чего появляется она?
Мари: Меня очень сильно вдохновляет либо какая-то определённая эстетика, либо меня на номер наталкивает музыка. Я очень люблю танцевать под свои любимые треки. Например, на Хэллоуине вы смотрели "Ведьму" (Аня и Настя были на бурлеск-вечеринке к Хэллоуину от “Северных Сирен” и видели там этот номер). Этот номер исполняется под группу “Kingdom Come”. Я её очень люблю, как и любит мой отец. И этот весь номер — это большой оммаж к моему отцу. И когда я его слышу, он... сразу вызывает определенную ассоциацию. Либо можно представить героиню, для которой это её саундтрек жизни.
Настя: А есть у вас режиссёр, который помогает вам при создании номеров. Как это вообще происходит? Ты как артистка самостоятельно это репетируешь или вас кто-то направляет всё равно?
Мари: Важно понимать, что бурлеск — это очень независимый жанр в плане... Мы все индивидуальности, мы все фрилансеры и все работаем на себя. Мы сами делаем макияж, мы сами стразим костюмы, сами прорабатываем движения, сами работаем над актерским мастерством, сами себя продвигаем. И зачастую это всё в поле нашей ответственности. Но, разумеется, мы можем прибегать к помощи хореографов, если требуется поставить какие-то танцевальные связки. И о основах постановки номеров также могут рассказать более опытные бурлеск-артистки, которые преподают в своих школах.
Аня: Можешь примерно сказать стоимость костюма?
Мари: Ну, если говорить про качественный, хороший костюм, то он будет стоить от 40 тысяч (цены 2022 года). Если мы будем говорить про классический костюм, например, с веерами, там, где используются перья, например, или перьевое боа, это может стоить ещё больше, потому что только перья и спицы для вееров будут стоить 10-20 тысяч. В общем, да, вдыхаем, пропускаем эту информацию сквозь себя. Потому что это кажется, что мы бурлеск-артистка 24 на 7. Нет, у каждой есть основная работа, и какие-то бытовые траты, разные зарплаты.
Настя: В общем, вечером ты бурлеск-артистка, а утром ты, не знаю, кондуктор на 22-м троллейбусе.
Мари: Важно понимать, что нужно удивлять зрителя. И если ты будешь делать каждый свой костюм на каждый новый номер по одному шаблону - это корсет, перчатки, например, чулки - никто не будет удивляться. Нужно придумывать какие-то фишки, типа, вау, у тебя отрываются чашки на груди, или внезапно всё меняет цвет.
Настя: В бурлеске, я так понимаю, ещё можно петь, да?
Мари: Можно петь, можно играть на любом инструменте, если ты умеешь играть. Кстати, возможно, когда-нибудь в моем будущем появится такой номер. Я в прошлом аккордеонистка! Когда я, наконец-то, куплю на Авито какой-нибудь аккордеон и начну вспоминать свои шесть лет музыкальной школы.
Аня: Ого! Вот это будет номер!
Мари: Да, то есть твоей фишкой как артистки может стать любой талант, который у тебя есть. Вообще никаких рамок нет.
Настя: Можешь рассказать бурлеск-байку?
Мари: Есть потрясающая история, как на выставке, посвящённой телу и телесности, у меня на выступление чуть не упали трусы. Думаю, вот этого тезиса уже достаточно. Выставка была 18+, поэтому в целом всех бы устроил такой финал, но нет. В общем, я заказала себе трусы на номер, и они были выполнены в стриперском магазине для стриптиза. И у них были крепления как раз для стриптизёрш, чтобы они отстёгивались и трусы снимались. Но мне они были не нужны, но я почему-то забыла об этом сказать, что мне как бы без них, пожалуйста, пошейте. Спасибо. И, собственно, получила их, и такая, думаю, ну, ладно, как бы, пофиг. И, собственно, важно - я приклеиваю все трусы. У меня просто микротрусы, просто нанотрусы. И я обязательно приклеиваю это всё к себе на тело, чтобы ничего лишнего не показать. Прям клеем гримерским.
В общем, я всё приклеиваю, и вот я выхожу на сцену, танцую, и обращаю внимание, что у меня расстегнулась как раз одна застёжка от этих трусов. И одна лямка уже как бы висит там где-то. Всем уже очень интересно. Я это заметила. Уже думаю, ну всё, трусы падают. Смотрю вниз, но вижу, что они держатся на божьем слове и моем клее. И такая, ну всё, как бы танцуем. Ничего не видно, всё держится. И дотанцевала номер с этой лямкой, которая висела весь номер и болталась там сзади. Очень сексапильно. Как блестящий стразовый хвостик.
Аня: Последний вопрос. Бурлеск — это искусство?
Мари: Безусловно.
P.S. Бурлеск-ликбез
история жанра, каких артисток посмотреть и что не так с фильмом "Бурлеск"
Аня: Что скажешь о фильме “Бурлеск”?
Мари: О, вот, это как раз топ-10 клише, который связаны с бурлеском, все они в этом фильме. Ничего общего он с бурлеском не имеет. Кроме, наверное, одного номера, где она поёт "Guy What Takes His Time" и всё-таки раздевается. Где она с перьями и жемчугом. По-моему, это даже чей-то номер существующий. По-моему, это единственный номер, где она действительно там раздевается, а все остальные — это просто эстрадные, музыкальные, танцевальные номера.
Настя: Что еще посоветуешь посмотреть, чтобы лучше познакомиться с жанром?
Мари: Если вам интересен американский бурлеск, вы можете посмотреть, например, Бурлеск-фестиваль Нового Орлеана. Я очень люблю артисток из Вегаса, У меня почему-то такой любимый типаж — это знойные барюнетки. Например, Ракель Рид.
Аня: Можешь рассказать об истории жанра?
Мари: В эпоху Возрождения бурлеском называли вид комической поэзии. Само слово это от итальянского burla — «шутка». Бурлеск ушел на сцену в XIX веке и жил там в форме сатирических водевилей. Постепенно жанром завладели женщины и продолжали острить, но уже на темы патриархата и других социальных стандартов своего времени. Тогда же женские труппы начинают постепенно оголяться (показать панталоны уже было революционно). К началу 20 века бурлеск четко оформляется в смесь стриптиза, танца, комедии и сатиры. Кто разделся первой до сих пор точно не знают. Вероятно, артистки сделали это случайно, а публике просто “зашло”. Постепенно бурлеск потерял свою протестную нотку и стал сугубо представлением для мужчин. А феминистическое движение в 60-е и вовсе похоронило бурлеск. Но в 90-е бурлеск, как ностальгия по женственности, которую разрушила первая волна феминизма, вернулся. И сегодня необурлеск далеко не только про красивые костюмы, перья и блестки. Сегодня бурлеск-артистка может быть любой комплекции и возраста и самим своим выходом на сцену утверждать себя и свое право быть такой какой ей хочется и делать со своим телом то, что хочется именно ей. Сегодня бурлеск снова открыт перформансу и сатире. И, в первую очередь, пропагандирует любовь к себе.
Ну что, бурлеск - стриптиз или не стриптиз? Что думаете? Пишите в комментариях! И переходите на другие ресурсы нашего подкаста. До встречи в бельэтаже!