Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Давно не удивлялись? Посетите выставку «Великий Карл»

Выставка открылась 18 октября в главном здании Русского музея – Михайловском дворце.

Великим Карлом ещё при жизни называли одного из самых знаменитых художников первой половины XIX века, Карла Павловича Брюллова. Его роль в развитии русской живописи сравнима с ролью Пушкина в развитии отечественной литературы. Оба гения родились в 1799-м году, и нынче у Брюллова, как и у Пушкина, юбилей. Без преувеличения можно сказать, что выставка, приуроченная к 225-летию со дня рождения художника, заставляет удивиться, и не раз.

На выставке "Великий Карл"
На выставке "Великий Карл"

Все давно привыкли, что масштабные выставки в Русском музее проходят на первом этаже Корпуса Бенуа. Экспозиция «Великий Карл» организована на втором этаже Михайловского дворца, что уже удивительно. О событии сообщает огромный баннер на фасаде здания. Не помню, чтобы когда-то здесь были какие-либо баннеры. 

Михайловский дворец (ул. Инженерная, 2)
Михайловский дворец (ул. Инженерная, 2)

По парадной лестнице на второй этаж посетители музея поднимаются по красной ковровой дорожке. Такая дорожка была здесь давным-давно, ещё в советские времена. Последние десятилетия лестница выглядела скромнее, и вот, очевидно, по случаю выставки, этот атрибут приветствия почётных гостей вернулся.

Парадная лестница Михайловского дворца
Парадная лестница Михайловского дворца

Академические залы музея стали неузнаваемыми для тех, кто бывал в них раньше. Там появились эффектные подиумы, лестницы, пологие подъемы.

Фрагмент экспозиции в зале №15
Фрагмент экспозиции в зале №15

Необычная узкая дорожка ведёт к картине «Последний день Помпеи» – самому известному произведению Великого Карла. Это полное трагизма историческое полотно размером 6,5 на 4,5 метра художник создавал в Италии в течение шести лет. Работа была завершена в 1833 году, а в этом году впервые с момента создания проводилась комплексная научная реставрация картины.

Необычная узкая дорожка ведёт к масштабному полотну "Последний день Помпеи" (1833) Государственный Русский музей
Необычная узкая дорожка ведёт к масштабному полотну "Последний день Помпеи" (1833) Государственный Русский музей

Кстати, на ступеньках рушившегося храма в древнем городе, гибнущем от извержения Везувия, Брюллов изобразил себя. А буквально во всех женских образах на картине угадываются черты главной музы художника, графини Юлии Самойловой.

Карл Брюллов изобразил себя среди жителей гибнущего города
Карл Брюллов изобразил себя среди жителей гибнущего города

Портрет Юлии Самойловой с приёмной дочерью Амацилией Пачини также представлен на выставке среди множество других портретов, созданных Карлом Брюлловым.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини (1842) Государственный Русский музей
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини (1842) Государственный Русский музей

Нельзя обойти вниманием и несколько изображений великой княгини Елены Павловны – супруги Михаила Павловича Романова. Это она была хозяйкой дворца, в котором сейчас проходит выставка «Великий Карл».

Портрет великой княгини Елены Павловны (1828-1829). Частное собрание
Портрет великой княгини Елены Павловны (1828-1829). Частное собрание

Любителям искусства реставраторы Русского музея приготовили ещё один сюрприз. К открытию выставки была отреставрирована также картина «Смерть Инессы де Кастро», написанная Брюлловым на спор всего за 17 дней. Кроме того была восстановлена оригинальная рама, в которой картина находилась с момента создания до 1941 года.

Смерть Инессы де Кастро (1834) Государственный Русский музей
Смерть Инессы де Кастро (1834) Государственный Русский музей

Когда началась война, самые ценные экспонаты Русского музея эвакуировали на Урал. Полотна отправлялись без рам. После возвращения из эвакуации картина «Смерть Инессы де Кастро» экспонировалась во временной раме. «Родная» рама все эти десятилетия находилась в хранилище. И вот, спустя более 80-и лет, историческая рама необыкновенной красоты вернулась к своему полотну.

Фрагмент отреставрированной исторической рамы
Фрагмент отреставрированной исторической рамы

Настоящая сенсация выставки – произведение «Христос во гробе». Оно было создано в 1840-е годы, но широкая публика знакомится с ним впервые. Не случайно на выставке ему отведён отдельный зал.

Картина была написана Брюлловым по заказу графа Николая Адлерберга. После 1917 года она находилась за рубежом, а в 2003 году была ввезена в Россию с нарушениями таможенных правил коллекционером из Германии. Экспертиза, проведенная в Русском музее, подтвердила подлинность полотна, а ФСБ возбудило уголовные дело о контрабанде. Картину изъяли у коллекционера, почти 20 лет он пытался отстоять свои интересы в судах, но безуспешно. Полотно, которое прежде считалось утерянным, включили в Музейный фонд РФ, и оно вошло в собрание Русского музея.

 «Христос во гробе» (1840-е)
«Христос во гробе» (1840-е)

Карл Брюллов писал исторические и религиозные картины, портреты и жанровые композиции, кроме того он участвовал в росписи Исаакиевского собора. На сегодня можно вблизи увидеть фрагмент росписи размером 11 на 14 метров, неоконченный и неиспользованный в соборе, а также эскизы для отделки интерьеров одного из главных российских храмов.

-13

А всего здесь представлено более трёхсот произведений гениального русского художника из 27 музеев страны и из частных коллекций.

Портрет М.А. Бек с дочерью (1840), Всадница (1832). Государственная Третьяковская галерея
Портрет М.А. Бек с дочерью (1840), Всадница (1832). Государственная Третьяковская галерея

Фрагмент экспозиции в зале №14
Фрагмент экспозиции в зале №14

Фрагмент экспозиции в зале №16
Фрагмент экспозиции в зале №16

Все фото автора.

Желаю всем удачи и вдохновения! До новых встреч!

О главной вдохновительнице художника, графине Юлии Самойловой, читайте здесь: