Найти тему

Работа с рамкой киота, нанесение потали (Реставрация Казанской иконы Богородицы)

Доброго дня!👋

Работы над внешним киотом закончены и сегодня мы переходим к реставрации внутренней рамки нашего киота. Вот в таком виде она была.

Внутренняя рамка киота до реставрации.
Внутренняя рамка киота до реставрации.

Для начала необходимо избавиться от остатков полимента и старой позолоты. Как бы не было жалко родную позолоту, но сохранить ее вряд ли можно. Время стерло старый лак. А вслед за ним, не имея защитного слоя, начала стираться и позолота. Если бы на рамке вовремя обновили лак, тогда удалось бы что-нибудь сохранить. Но не будем о грустном, впереди нас ждет интересная работа.

Зачищаем рамку до слоя левкаса, используя уже так полюбившуюся нам наждачную бумагу.

Так как рамка разваливается на отдельные части, то следующим нашим шагом будет её проклейка. Для этого используем мездровый клей.

Почему в реставрации нельзя использовать обычный клей ПВА? Потому что клей ПВА состоит из синтетических материалов, которые не поддаются линейным расширениям от влажности, температуры и пр. Представьте ситуацию, когда в комнате поднялась влажность воздуха. Древесина при повышении влажности немного расширяется, а клей ПВА нет. Из-за этого клеевые соединения разрываются со всеми вытекающими последствиями. А клеи на натуральной основе (мездровые, рыбьи, костные) расширяются вместе с древесиной.
Рамка склеена.
Рамка склеена.

Как видим, рамка уже склеена, и мы можем приступать к восстановлению утрат левкаса. Левкас – это смесь из всё того же мездрового клея, мела (в моем случае гипса) и олифы. Чаще всего левкас используется в живописи в качестве грунтовочного слоя. Но его еще нередко использовали для создания рельефных узоров и декоративных элементов. В нашем случае, для формирования рельефной рамки использовался левкас. Им же мы и будем восполнять утраты.

В следующий раз, когда буду работать с левкасом, то сниму видео и покажу процесс его приготовления. А сейчас же давайте посмотрим промежуточный результат.

Процесс восстановления рельефа.
Процесс восстановления рельефа.

Моя дорогая супруга предложила сохранить на память небольшой участок старой позолоты. Так мы и поступили. Но при этом я допустил небольшую ошибку. Для того чтобы не повредить этот исторический участок, он был заклеен малярной лентой. По окончанию же работ, я снял малярную ленту и вместе с ней снялась половина позолоты, которой и так оставалось не много. Только потом понял, что предварительно нужно было этот участок покрыть шеллаком, а только потом клеить на него малярную ленту. Опыт – сын ошибок трудных, как писал А.С.Пушкин.☝️

После нанесения еще пары слоёв левкаса с их просушкой и шлифовкой получаем такой результат. Видно, что мой левкас немного темнее родного. Родной был приготовлен на основе рыбьего клея и мела, а мой на мездровом клее и гипсе. Видимо, левкас на мелу имеет более светлый оттенок.

Завершение работ по восстановлению рельефа.
Завершение работ по восстановлению рельефа.

Так как ни с поталью, ни с левкасом раньше мне сталкиваться не приходилось, то необходимо было где-то потренироваться. Для этого был сделан тестовый образец. На фото промежуточный результат после нанесения первых двух слоев левкаса.

Процесс формирования рельефа на тестовом образце.
Процесс формирования рельефа на тестовом образце.

Далее данный образец шлифовался и вновь наносились слои левкаса до тех пор, пока не была достигнута нужная мне форма.

По окончании работ с левкасом, можно было приступать к самому интересному и, как мне казалось, волнительному – нанесению потали. Для этого рамка была предварительно покрыта шеллаком в 5 слоёв.

Рамка после нанесения шеллака.
Рамка после нанесения шеллака.

Для работы была выбрана золотая поталь от итальянского производителя Divolo. Так же использовался 3х часовой клей-мордан на масляной основе от французского производителя Charbonnel.

Поталь, мордан и шеллак.
Поталь, мордан и шеллак.

Потренировавшись на тестовом образце, приступил к нанесению потали на саму рамку. На, покрытое шеллаком и хорошо просушенное, основание нанес тонким ровным слоем мордан. После чего необходимо было выждать 30 минут пока клей немного не загустеет. Далее начал наносить поталь. Работы необходимо выполнять строго в перчатках, иначе поталь может окислиться и пойдут пятна. Весь процесс описывать сейчас не стану – это тема для отдельной статьи. Но результат получился следующий.

Поталь нанесена и для защиты покрыта шеллаком.
Поталь нанесена и для защиты покрыта шеллаком.

На фото видно, что на тестовом образце поталь легла немного ровнее чем на самой рамке. На рамке же видны участки, где поталь как бы сморщенная с множеством трещин. Думаю, что ошибка была в том, что наносил поталь сначала на углы, а потом на ровные участки. Наверное, нужно было наоборот делать. Но, в любом случае, для первого раза неплохо получилось, как мне кажется.

🔥🔥🔥 Реставрация киота подошла к концу, но впереди у нас интереснейшие работы с иконой и окладом. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение. 🔥🔥🔥