Найти тему
Ведомости Юг

Локальные бренды Юга столкнулись со снижением покупательской способности

Оглавление

Местным дизайнерам не хватает оборотных средств

По оценкам Fashion Consulting Group (FCG), только в прошлом году продажи российской фешен-розницы выросли на 10–25%. Благодаря открывшемуся окну возможностей после ухода иностранных компаний на российском и локальном южном рынке модной индустрии появилось множество новых брендов, но, по словам экспертов, благоприятный период для роста заканчивается. Как отметили спикеры дискуссии «Российский рынок индустрии моды: возможности и вызовы 2024 г.» форума «Креаторика», причиной жестких условий на рынке стиля стал рост цен на фоне инфляции и нехватка оборотных средств у начинающих дизайнеров.

Freepik
Freepik

Самые пострадавшие

Как рассказал основатель универмагов «Телеграф» в Ростове-на-Дону, генеральный директор TrendIsland Николай Константинов, наиболее заметный рост на одежду российских брендов произошел в сегменте middle и middle up. Только с начала 2024 г. удорожание отмечено на уровне 20%, тогда как покупательская способность заметно снизилась на фоне инфляции.

«Аудитория людей, которые могут себе позволить покупать одежду в сегменте middle up, и так была достаточно небольшой, по нашим оценка около 15%. Сегодня с ростом расходов по всем категориям, покупательская способность снизилась. При этом дизайнеры вынуждены повышать цены из-за увеличения стоимости фурнитуры и тканей», – сказал Константинов. Он подчеркнул, что рынок движется в сторону профицита фешен-товаров в этих сегментах, которого не было прежде.

«Конкуренция ужесточается, качество снижать нельзя. При этом локальным брендам и дизайнерам, имя которых еще неизвестно широкой аудитории, приходится доказывать, почему та или иная вещь продается по выставленной цене, а не ниже», – говорит Константинов. Осложняет ситуацию рост расходов на маркетинг, который сложился, в том числе, из-за кадрового голода в этой отрасли.

С этой точкой зрения согласна и владелица мультибрендовых бутиков Weekend Moda и салона красоты Weekend Estetic (Ростов-на-Дону), создатель и президент Союза русских байеров Елена Бугранова. По ее словам, многие дизайнеры отшивающие красивую и качественную одежду, видят дальнейшее развитие бизнеса через оптовые продажи клиентам российских бутиков. Но на практике, многие из них не справляются с теми требованиями, которые перед ними выставляют. Она отметила, что в оптовую торговлю в фешен-индустрии нужно инвестировать заранее, это означает закупку достаточно большого количества тканей и фурнитуры, предполагает широкий размерный ряд и продуманную бизнес-модель для реализации которой местным брендам просто не хватает оборотных средств. «Большинство дизайнеров предпочитают отшивать небольшое количество и продавать сразу, тогда как байерам такой подход не выгоден», – сказала Бугранова.

Эту проблему подтвердила и преподаватель в Fashion Factory Education, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Moscow Business School, основатель консалтингового агентства Fashion Force Елена Письменская.

«Создание просто красивой вещи и бизнес – это разные истории. Нужно не просто один раз сделать что-то классное, а стабильно выпускать коллекции и выдерживать качество», – подчеркнула Письменская. Она добавила, что многие дизайнеры не думают о широком размерном ряде и функциональности и в этом смысле их бизнесу трудно выживать на рынке.

При этом Письменская отметила, что юг России достойно представлен на карте модной индустрии  за счет таких брендов как «Глория Джинс» и DNK Russia, которые получили широкую известность за пределами своего  региона.

Преимущества локальных брендов

Несмотря на перечисленные сложности, по мнению собравшихся экспертов, у российских брендов хорошие перспективы. Это касается местных брендов, которые нашли свой уникальный стиль и держат качество.

«Если сравнивать сегмент middle, могу сказать что многие российские бренды держат качество, и оно намного лучше, чем у западных, вроде той же Zara, или H&M», – считает Константиновский.

По мнению стилиста, блогера, ведущего проекта «Модный подкаст» Алексея Сухарева, локальные бренды совершили определенный прорыв еще в начале 2000-х. «Аудитория специалистов, работающих в смежных с модой индустриях, давно обратила внимание на российских дизайнеров, когда российский потребитель еще не был с ними знаком», – сказал Сухарев.

Речь идет о брендах, которые не просто слепо следуют модным тенденциям, не пытаются копировать Balenciaga или другие признанные бренды, а исследуют локальную идентичность. «Они обращаются внутрь себя, ищут вдохновение там, где находятся, и умело вплетают в это мировые тренды. Такое сочетание очень интересно сказывается на итоговом продукте. Это модные тренды с этническим бэкграундом», – рассказал Сухарев.

С тем, что умение транслировать свой культурный код дает определенные преимущества российским брендам согласна и продюсер проектов в индустрии моды, основатель модельного и продакшн агентства Fabrique Анастасия Еременко. При этом по ее словам, это всегда тонкий баланс.

«Дизайнеры успешно интегрируют культурный код в свои коллекции, когда это отражается в элементах декора, вышивке, деталях. Это нельзя делать топорно», – говорит Еременко.

Выживут сильнейшие

По оценкам экспертов, в ситуации обострившейся конкуренции на фоне снижения покупательской способности, выжить смогут те бренды, которые приспособятся к требования нового времени.

По словам Сухарева, если бренд хочет найти широкую аудиторию, то он должен учитывать правила игры. «Бизнеса в масс-маркете должно быть больше, чем творчества. Если же мы говорим о дизайнерах, то нужно искать свою аудиторию. Дизайнеру, который делает ставку на творчество нужны вторые линии, которые будут ближе потребителю», – объясняет Сухарев.

Схожую точку зрения высказал Константинов. По его мнению, первое что должен сделать дизайнер, это понять для кого, он создает свою одежду. «Нужно быть внимательным к своему покупателю, изучить его образ жизни, если ответа нет, лучше не двигаться вообще», – говорит эксперт.