Мне было лет 12, когда мы с мамой и тетей решили поехать к бабушке в деревню. Добираться почти двое суток. Нужно было подумать, чем питаться в дороге.
Жили в то время все в поселке. Частный дом, свое хозяйство.
У нас небольшое, а у тети приличное. Поэтому она взяла на себя ответственность за пропитание в дороге.
Сели мы в поезд. Попали все боковые места. Там, где расположилась тетя, напротив, в купе, ехали мужчины. Взрослые, лет за сорок. Мне тогда они казались старыми.
Когда мы сели, они ужинали вареными яйцами, солеными огурчиками, салом и черным хлебом.
Весь день в бегах и работе перед отъездом, женщинам некогда было подумать о еде. Решили, что уже в поезде, усядутся, успокоятся и поужинают.
Я валялась на верхней любимой полке, когда тетя предложила спуститься поесть.
Она уже накрыла "стол".
Запах стоял на весь вагон, мужчины слюнку глотали, глядя на еду. И было чего.
Тетя запекла домашнюю курочку. Разрезала ее на кусочки. Нарезала буженину, домашнюю колбасу. Тонко порезала сало с прорезью, достала баночку с соленьями. Хлеб тоже был домашний. В завершение, достав из сумки литровую бутылку самогона, она налила в кружки себе и маме для аппетита. Остальное спрятала, чтобы не видел проводник.
Уже взяв в руки кружки, тетя вдруг обратила внимание, как замерли мужчины, откровенно глядя на нас…
Как люди простые, тетя «втихаря» сало есть не могла. Она быстро сообразила, что мужики голодные. Попросила у них кружки. Кружек не было, только стаканы в подстаканниках.
Тетя достала бутылку, налила мужикам по половине стакана. На большой шмат хлеба положила по куску буженины, курицы, и колбасы.
Мужики повеселели. Благодарили тетю. Оказалось, ехали с вахты домой, к семьям. Из одного города.
Плотно поужинав, взрослые играли в карты, которые тетя всегда возила с собой.
Утром опять накрыли "поляну", только уже на столике в купе мужчин, дружно завтракали. У тети оказались еще и пироги, много чего другого.
К обеду мужчины вышли на своей станции. Приглашали в гости, оставляли адреса. Еды было столько, что мы приехали к бабушке, еще с собой привезли.
А на обратном пути в печи бабушка запекла индюшку. Тоже много чего положила в дорогу, кроме гостинцев.
И как же без самогона….
На этот раз у нас были места в купе. И опять тетя с мамой подкармливали студентов, проводника. Мужчина оказался добрым и веселым.
И так мы ездили всегда.
Иногда с мамой ездили, не так хлебосольно, но курица у нас была всегда, яички, сало, колбаска. С детства остались приятные воспоминания. Я обожала ездить в поезде.
Так получилось, что далеко добираться к детям, езжу на автобусе, хоть и неудобно, ехать больше суток.
Обычно еду не беру в дорогу, остановки частые, везде дорожное кафе.
Но пару дней назад ехала на поезде. Дети сказали, не мучиться. Пусть дольше, но с комфортом. Предупредили, что нужно взять в дорогу поесть. В поезде и на станциях все дорого невероятно.
Я вспомнила, как ездила когда-то. Буженину запекла, без чеснока, чтобы запах был меньше, котлетки, пирожки с капустой пожарила.
Брала так, чтобы и себе, и мало ли, вдруг придется кого угощать.
Выехала во второй половине дня. Народ в вагоне ехал с наших крымских курортов загорелый, веселый. Много молодежи, пенсионеров и людей с детьми.
Моими соседями была молодая пара с девочкой и мальчиком. Девочке лет 14, мальчику лет 10.
Я расположилась, есть не хотелось, волнение перед дорогой отбило аппетит.
Постелила, прилегла. Мама семейства попросила проводника принести доширак. За три упаковки в пластике она заплатила 1070 рублей.
Залили кипятком, завоняло так, что меня стошнило. Дети и она хлебали эту еду. Муж отказался.
Но голод не тетка… Мужу принесли такую же упаковку за 430 рублей, только харчо. Но разве этой едой наешься? Пошли по второму заходу.
Люди в возрасте и молодые запаслись заранее, чтобы не переплачивать.
Возле кипятка постоянно стояло человек пять в очередь. Весь вагон был, как фабрика по производству мивины и доширака.
Уже через пару часов, когда народ с едой угомонился, я достала свою буженину и остальное. Вы бы видели глаза мужчины и детей…
- Угощайтесь, всем хватит, - сказала я.
Женщина сделала недовольный вид.
- Мы сыты!
- Как хотите, - ответила я.
Мальчик подошел к папе и что-то сказал на ушко.
- Извините, если можно, бутерброд сыну.
- Олег! – прикрикнула жена на мужа.
- Рот закрой!- улыбнувшись, сказал он ей.
Как раз случилась остановка в 30 мин. Мужчина выскочил, вернулся в вагон с пакетом пива.
- Если вы не против, я угощу вас пивом, пока проводница на улице. С удовольствием угощусь вашей едой. Выглядит очень аппетитно.
Он открыл банки с пивом, налил мне в кружку. Налил себе и жене. Я подвинула еду в центр, сказала, что не надо стесняться.
Вскоре все были сыты и довольны. Женщина подобрела, извинилась, что грубо вела себя. С меня хватило баночки пива, а вот супруги приложились. Я легла отдыхать, а они висели в телефонах.
Утром я пошла по чай. Увидела, как молоденькая проводница заливает себе доширак. Принесла ей еду. Отказывалась, покраснела, но я впихнула ей бутерброд и пирожки. Подружились, поговорили.
Пара с детьми вышла, я ехала до конца одна в купе.
Хорошие люди, просто время такое, привыкли не заморачиваться, все бегом. Живут бегом, еда бегом, посмотришь рекламу товаров, предлагают всё ускорить. Зачем что-то запекать, готовить, когда кипятка налил, разбухло, запихнул в себя.
Приехав к сыну, посетила знакомую. Человек не бедный, Живет с детьми, с внуками. Готовит хорошо.
Пришла внучка со школы. Бабушка ей предлагает хорошую еду, готовила, старалась. А она доширак достает из портфеля. Бабушка руками развела.
Сидит за столом девочка 15 лет, доширак уминает, телефон рядом. Музыкальные клипы слушает, дергается за столом в ритм…
Такая жизнь…. Это нас когда-то учили "когда я ем, я глух и нем"...
Благодарю за прочтение. Здоровья, всех благ.