Василиса была женщиной статной, властной и решительной. Супруг у нее всегда говорил:
- У меня такой тыл, просто стена из мрамора.
- Хорошо хоть не из гранита, - хихикали знакомые, намекая на всякие надгробия.
- А если и так. Гранит на моей непутевой холостой жизни.
Василиса только улыбалась на все это. Дети в садик ходили с удовольствием, дома порядок.
В семье она была старшая. И как-то так ее воспитали с малолетства, что она за все отвечала. Девочка не возражала, просто молча кивала и делала все, что просили дома.
- Лисонька, сделай уборку, - отдавала распоряжение мама.
И Василиса делала уборку, научилась готовить обеды. Маме же тяжело, младший брат растет.
Брат подрастал, и начались у Василисы расстройства и недовольства. Брата Мишеньку мама любила самозабвенно, преданно. Нет, и дочку любила, но не так. Сын для мамы был целым миром. Это был тот самый случай слепой материнской любви: безграничной и всепрощающей.
Василиса к этому относилась на удивление спокойно, любит и любит. Ее вот больше бабушка любит, да и папа тоже. Но вот то, что брат на фоне этой любви стал вести себя безобразно, распоясался, девочку раздражало. В садике он дрался, кричал, родители других детей жаловались маме, а та говорила:
- Нечего к нему лезть. Сами виноваты.
На воспитателя вообще ругалась:
- А вы лучше за ним следите, чтобы не дрался. Петю укусил? А почему вы это допустили?
В результате все в группе сторонились Мишеньку, никто с ним не играл. Миша стал плакать, и мама пошла разбираться, опять кричала на воспитателя:
- Вы специально говорите детям, чтобы с Мишенькой не играли. Заставьте их дружить с ним.
- Ничего подобного, дети просто не хотят сами, а я и не заставляю, не имею права.
- Я вот сейчас сама организую. Мальчик, или сюда. Поиграй с Мишенькой.
- Не буду.
- Тебе кто-то запрещает? Воспитательница?
- Нет, мне мама не разрешает с Мишей играть, да и я сам не хочу, Миша кусается и дерется.
Начала мама на собрании выступать, попробовала с родителями ругаться, но те тоже были не из пансионата забитостей и скромностей, а могли постоять и за себя, и за деточек. До этого с крикушей не связывались, держали дистанцию, ну раз уж она сама поперла танком (или буром), то, как тут промолчать. Вот и высказали все про мамашу, которая сыном не занимается, не воспитывает, бережет, наверное, для великих свершений. Но так как их дети уже и буквы знают, и читают, и понимают, как надо себя вести, то они готовятся в нормальную школу, кто-то в гимназию, а она готовит сына к специализированной школе для детей, так как учиться он не будет, ведь для этого надо сидеть, слушать, а не скакать по помещению. В шесть лет уже надо понимать самое элементарное: не драться, не кусаться, понимать, что можно, а что нельзя.
- Вы ему книги читаете? Он не хочет? А как же он в школе читать будет? Скажет, что не хочет учиться, и вы его заберете домой до совершеннолетия? Так опека тогда вас на учет поставит, и мальчика изъять могут, закон нарушаете.
Мама прибежала домой в ярости:
- Да мой Мишенька самый умный. Прямо сегодня сказку послушает, и буквы мы быстро выучим.
И тут ее ждал сюрприз, Василиса наотрез отказалась читать и учить брата:
- Я и прибери, я и приготовь, еще и Мишку на меня навесить? У меня свои уроки. Сама занимайся, он меня не слушается.
- Это твой брат.
- Мой брат – твой сын. А детьми занимаются родители.
Муж поддержал дочку:
- Ты разбаловала, а я не вмешивался. Правильно люди сказали: так себя вести – нельзя. Давай, мать, выруливать. Составим свод правил, которым Миша строго должен следовать. Нарушает, никаких ему поощрений.
- С Василисой такого не было.
- Так она девочка, да и мы ее не особо баловали. Ты даже в декрете не сидела, бабушка дочку на себя взяла, ты как раз институт заканчивала, потом сразу на работу устроилась. Не баловали мы дочку. А вот с Мишей ты и в декрете посидела, и сейчас опекаешь, и балуешь. Начиталась про то, что запрещать ребёнку ничего нельзя, вот и получаем вконец обнаглевшего от безнаказанности ленивенького мальчика. И я тоже виноват, потакаю тебе.
Стали мама с папой заниматься с Мишей, и начались скандалы, истерики, отказы подчиняться. Отец слабины, в отличие от мамы не давал, и его сын стал слушаться, вот с мамой вел себя так, как хотел, баловался, убегал. Но все равно на все это она умилялась:
- Какой активный, какой замечательный.
Василиса с отличием закончила школу, поступила в ВУЗ, еще в институте вышла замуж, да и съехала жить к бабушке мужа, которая по соседству с ее родной бабушкой, мамой отца, жила.
- За всеми бабушками присмотрю, - смеялась она.
Мишка же учился еле-еле, просто не хотел, стал хулиганить, в общем, доставлял кучу проблем.
Мама с неизменным оптимизмом говорила:
- Мальчик это перерастет, он просто так формируется. Вот кусаться же перестал.
- Забавно было бы посмотреть, если бы он в 14 лет кусался. Тогда тут была бы уже психиатрия, - ехидничала Василиса.
Степан, муж Василисы, удивлялся:
- Какие вы разные.
- Меня не баловали, а Мишку балуют безмерно, вот и получилось, что получилось.
Шли годы, Мишка связался с дурной компанией, срок получил, в первый раз условный, немного утихомирился.
Мать с отцом радовались, но бабушка Василисы сказала:
- Лисонька, я квартиру тебе оставлю. Твои родители все на Мишку спустят. Я уж не говорила тебе, заходил он тут, а у меня после его визита деньги пропали, я и замки поменяла после этого, затем кто-то, пока я в магазин ходила, пытался открыть новые замки. Думаю, Мишка ключи утащил, пытался открыть.
- Бабуля, ты бы родителям сказала.
- Я сказала, а матушка твоя раскричалась, что я старая, в маразме, сама куда-то сунула, на мальчика наговариваю. В общем, спустят они всё на Мишку. И еще, я не первый год живу, зрачки у Мишеньки расширены, потребляет он какие-то вещества, к себе его не приглашайте. У вас со Степушкой дети растут, мало ли что.
- Думаешь, родители квартиру на Мишу спустят?
- Однозначно, на его хотелки, да еще будут лечить.
- Не вылечат, Мишка не захочет.
- Зато денег потратят море. Квартира тебе и внукам. Сходим к нотариусу, оформлю дарственную.
- Хорошо, бабуля. Может, завещание?
- Обязательную долю отец твой получит, это половина квартиры, он же уже пенсию недавно оформил, хотя работает. Нет, дарственная, я у нотариуса узнавала.
Когда бабушки не стало, и родители узнали, что квартира на Василисе, был скандал, с требованиями отдать, продать, переписать, иначе «ты нам не дочь».
- Да я давно вам чужая. Вы хоть раз внуков с днем рождения поздравили? Пришли, позанимались? Даже не знаете, когда они родились. Бабушка знала, родители Степы знают, а вы – нет. Так что ничего я не буду продавать и сдавать. Вы бы лучше не квартиру делили, а Мишку к нарк.оло.гу показали.
- Ты наговариваешь на брата, - взвизгнула мать. – Мишенька женится, мы тебя на свадьбу не позовем.
- Да и не надо.
После свадьбы позвонили знакомые:
- Там цирк был, Мишенька напринимался веществ, его в больницу доставили, спасли, отец в шоке, кричал, что мать виновата, что ты была права, в общем, скандал такоооой.
Мишка после этого, когда все вскрылось, как с цепи сорвался. Да и супруга была ему под стать. Пропадали напару из дома, вещи продавали, и Мишки вскоре не стало.
Василиса пожала плечами, на похоронах была, родителей поддерживала, но вскоре позвонили из больницы:
- Отец Ваш просил сообщить.
Василиса примчалась, отец был там с инфарктом, сердце не выдержало. Вскоре и его не стало.
На наследство после отца заявилась Василиса, мать получила свою супружескую долю, а остальное принимать отказалась, написала отказ. Там была доля в квартире, денежные средства.
- А дом с дачей? – поинтересовалась Василиса.
- Я Мишеньке подарила, на свадьбу.
- А как ты могла подарить без согласия отца
- На меня записано было, вот и подарила.
- С чего это половина вашей дачи какой-то девице с разными дурными привычками достанется? Ты на наследство после Миши подала?
- Да, делим пополам с его женой.
- Я оспорю.
Мать получила свою супружескую долю в квартире, а остальное получила Василиса.
Мать плакала:
- Сама своими руками чужой женщине отдала половину дома и участка.
- Мама, пойду в суд, попробую получить отцовскую половину.
Василиса обратилась с иском в суд:
- Прошу отменить договор дарения на половину дома и земельного участка. Мать его брату подарила, но участок и дом приобретались в браке, там половина – отца. Так что прошу отменить договор дарения в части, признать за мамой долю¼ часть, и мне ½ долю.
Жена у Михаила была в сознании, наняла адвоката.
- Мы против отмены договора дарения, имела право, подарила. Мать вообще не хотела заявлять на наследство после Миши.
Суд дело рассмотрел, иск Василисы удовлетворил в части, отменив дарение на половину имущества – доли отца. Свою половину мать хотела – и подарила, а вот вторую половину – не имела права. И за ней обязательная доля. Так что половина – Василисе, это отцовская доля. А половина матери пополам наследуют супруга Миши и мать.
Признать недействительным договор дарения…, заключенный между Михаилом и его матерью, в части … 1/2 доли в праве собственности на жилой дом площадью 33,8 кв.м …., и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок площадью 1642 кв.м …. Признать недействительным свидетельство о праве супруги Михаила на наследство по закону …. на 1/2 долю ….
Признать за женой Михаила право собственности на 1/4 долю в праве собственности на жилой дом площадью 33,8 кв.м … и 1/4 долю в праве собственности на земельный участок…
Признать за мамой Михаила право собственности на 1/4 долю в праве собственности на жилой дом площадью 33,8 кв.м … и 1/4 долю в праве собственности на земельный участок площадью 1642 кв.м …..
Включить в состав наследства после смерти отца, …. 1/2 долю в праве собственности на жилой дом площадью 33,8 кв.м …., и 1/2 долю в праве собственности на земельный участок площадью 1642. Признать за Василисой право собственности на 1/2 долю в праве собственности на жилой дом площадью 33,8 кв.м …., и 1/2 долю в праве собственности на земельный участок площадью 1642 кв.м …..
- Ну вот, мама, только четверть, а не половина той дамочке досталась. Теперь выкупим, и все.
- Хорошо, хоть квартиру не подарили, отец не дал, а то бы на улице осталась.
Мать плакала. Этими потерями и кошмарами последних лет она была просто сломлена, но потихоньку стала приходить в себя, с внуками познакомилась, к Василисе зачастила:
- Ой, Лисонька, ты так строга с малышами.
- Мама, ты уже одного избаловала. Была бы строже, жил бы, как человек. Не надо все позволять детям, они быстро наглеют и вести себя начинают как поросята.
Мать начала плакать, Василиса чувствовала себя виноватой за резкость, но баловать детей особо не позволяла. Все должно быть в меру.
А долю в даче и земельном участке Василиса выкупила у той дамочки, мать на свою долю дарственную на Василису написала, и Степан планировать начал, какой дом он построит, чтобы на пенсии там жить, а дети сами пусть в городе прозябают.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.