Дети, подростки и даже взрослые девушки и юноши в масках и хвостиках изображают животных. Пока это происходит дома, в гостях, на тематической вечеринке, на утреннике или на новогоднем корпоративе, в любом другом уже устоявшемся коллективе – это игра. Даже если овзросленная, всё равно игра.
Если это занятия спортом, с тренировками, соревнованиями, нормативами, судейством и медалями – это вид спорта. Может, не признанный, но вид спорта. Таким раньше было катание на скейтборде и всякие другие новшества. Действительно, в квадробике есть некоторые элементы физ нагрузки, и сами квадроберы уверяют не квадроберов, что они стали сильнее, крепче и здоровее. Но в спорте нужны авторитеты, взрослые предводители и законодатели. Их нет. Есть мама и папа, которые забрали маску с вайлдберриз. Пока это не спорт.
Всё чаще рядом с понятием «квадробика» употребляется слово «субкультура». А вот это уже интересно. Потому что субкультура – это когда незнакомые между собой доселе люди объединяются в идее. В субкультурах, как правило, узкая возрастная группа – например, эмо – грустные подростки с хардкор музыкой в ушах, готы – другая группа с чёрным губами и ирокезами на голове, любители панк рока. К слову субкультура пристраивается слово «молодёжная» и мы имеем подростков, одинаковым образом выглядящих, слушающих одну музыку и встречаем их стаями.
Если квадробика – новая субкультура, то есть в ней момент, который важно родителям понимать про субкультуры в целом, и про квадробику в частности. Ведь каждая субкультура выпячивает островопиющую потребность масс молодых людей.
Те же эмо – ходячие печальки, акцентировали внимание на эмоциях. Те же готы – фокус на суровости и мрачности бытия. Что хотят нам сказать активно набирающие популярность маски зверушек под кодовым названием «квадробика»?
Итак, новая субкультура «квадробика». Если припомнить мою молодость, то возрастом, подходящим для входа в субкультуру, был пик подростковости – 14-15 лет. К 18 годам всё заканчивалось, потому что или ты стал первокурсником и тебе некогда наяривать ирокез по утрам. Или ты не стал первокурсником, а никуда не поступил и подрабатываешь, где Бог послал.
Человек выглядит в высоту почти как взрослый, а остальное компенсирует одеждой. 10-летних, 12-летних детей с розовыми волосами встретить было трудно. Да им и не хотелось. Итак, более ранние субкультуры впускали в кучку ребят от 14 лет. Ориентировочно.
Им ведь нужно было уже гулять самостоятельно, не только у себя во дворе, а по всем улицам ходить туда-сюда и громко ржать.
Если квадроберы – это субкультура, то сейчас в эту стаю входят детишки от 8-ми лет. Само по себе это не плохо, они приобщаются к большей группе людей, с которыми у них есть что-то общее. Даже как-будто и хорошо, что между более старшими ребятами и малышариками из начальной школы есть контакт. Но!
Вспомните, как общество реагирует на субкультуры. Те же эмо и готы. Повышенное внимание, критика, комментарии, откровенная злоба, игнорирование, попытки от посторонних взрослых подвоспитнуть и вправить мозги. Подростки, особенно, те, что себя конкретно идентифицируют, как представителя какого-то направления, этого не боятся по трём причинам:
- во-первых, они отчаянно стремятся к самовыражению, им очень хочется выделиться, выпендриться, проявить свою уникальность от престарелых воспитателей; а если какая тётя сделала ему замечание или косо глядит, значит, как минимум, заметила, вот я и самовыразился, считай, успех;
- Во-вторых, у них тонны нереализованной агрессии, а тут ворчащие взрослые – идеальная комбинация, тут можно и обижаться, и картинно фыркать, и бубнить про себя матюки, и откровенно бить бутылки под окнами и обещать никогда не взрослеть. Большинству из них нужен повод затеять скандал, и они его получают.
- В-третьих, представители субкультур держатся вместе и друг за дружку. Их не так легко обидеть. Бабка, которой не нравится ирокез на голове мальчишки, ещё и на другую сторону улицы перейдёт от греха подальше, потому что он не один, а их вовсе 10, и выглядят они не дружелюбно. Они для того и вписываются в субкультуры, чтобы не быть одинокими – мама с папой уже не понимают, с ними трудно, а очень хочется быть с кем-то, кто считает тебя нормальным и даже классным.
Так что подростки, которые представляют собой то или иное движение, как правило, готовы к реакциям окружающих и даже немного их хотят. Они уже начали сепарацию, ищут себя, пробуют разное и для них эти процессы более типичны. Не скажу, что полезны, это тема другой статьи, но типичны. В отличие от детей 8-10 лет.
Когда на концерте Мии Бойко девочка сообщил всей публике, что она квадробер, она не была готова ни на 1% к реакции публики. Если бы она ответила:
- Я просто ношу костюм котика, мне так нравится. – ничего бы не было.
Или:
- Я люблю животных и хочу уметь двигаться так же ловко, как они, а вообще зовут меня Маша и я учусь в 4-ом классе. – тоже ничего не было.
Потому что она продолжала бы себя идентифицировать девочкой.
Но как только она себя называет квадробером, на неё возлагается вся реакция общества, которая причитается квадробером. И нет в этом ничего необычного. Отругать теперь всех, кто присутствовал на концерте за то, что они выразили свою нелюбовь к этой субкультуре, не выйдет. А вот к девочке никаких вопросов. Всё, что людям не импонирует в квадробинге, они выплеснули в тот вечер.
Ребёнок не мог и не должен был держать удар тогда. И ни один ребёнок не должен. И не сможет. Потому что до 12, а то и позже лет у психики нет запроса на отстройку от социума и поиск индивидуальности. Напротив, в этом возрасте максимальная ориентация на социум, близких, друзей-подружек и открытость миру. Поэтому событие такое болезненное.
Итак, первый вывод: присоединять ребёнка к субкультуре или позволять присоединение – дело, чреватое последствиями. Ребёнку придётся столкнуться с отношением общества к тому, частью чего он стал. А оно ему надо? А оно вам надо? А зачем вам присоединять ребёнка к субкультуре вообще? Ему пока достаточно и необходимо быть частью семьи, класса, двора, секции по плаванью и, если очень хочется, занятиями квадробикой. Неужели, чтобы прыгать на четырёх, обязательно публично себя причислять к некоему сообществу? Эти вопросы не детям, а родителям. Они отвечают за безопасность детей, и психологическую в том числе. Они и задают границы допустимого.
Далее, о чём говорит квадробика, какой посыл она несёт?
Не защита животных, даже не веганство. Всё, что я вижу – это движения, ласка, мимишность и контакт с другими людьми не квадроберами.
Видите ли, просто между собой квадроберам быть не очень интересно. Гораздо веселей быть квадробером там, где есть обычные люди, которые либо почешут пузико, либо нет – и тогда их можно как бы испугать, рыкнуть, прикусить напрыгнуть. А если есть настоящие животные, то можно встать в позу и обидеться, что меня не признают, а я с ушками и лапками и право имею гулять на собачьей территории. А самому по себе сидеть в маске, или даже втроём и вдесятером – быстро надоедает.
Я могу ошибаться, но за этими действиями я читаю 3 потребности:
Телесный контакт. Боюсь, что наши дети очень одиноки, как никогда ранее. Если ребёнку нужно одеть маску и хвостик, чтоб мама обняла и погладила, это прискорбно. А ведь им действительно этого не хватает. Чем дальше, тем меньше совместного времени у родителей с детьми. Они то работают, то остервенело учат уроки. Не до обнимашек. А детям, даже подросткам, тактильный родительский контакт не перестаёт быть нужным. Вспомните, для чего наши малыши играли в кошечек и собачек в 4-5 лет? Чтобы в конце концов свернуться в клубочек и бессловесно выражать любовь и принятие понарошковым мурлыканьем, ласковым боданием и вилянием несуществующего хвостика. Пока мы старательно водим детей на дополнительный английский и робототехнику, им может отчаянно не хватать простого человеческого тепла.
Свободное движение и игра. У детей мало свободного времени. И телесность в принципе сейчас мало развита. На машинах, на моноколесе, быстро-быстро, ложимся спать. Просто подурковать негде, некогда и незачем. Попрыгать, побегать, побаловаться. Они же дети, в конце-то концов. Те, которым 8, 9, 10 – им играть, придумывать, затеивать и лазать по деревьям. Это 20-летний квадробер выйдет в маске и с лисьим хвостом на Арбат себя показать и проявить свою позицию. А детям эти все социальные баталии вообще не нужны. Они просто хотят играть. Только теперь, чтобы побыть ребёнком, им приходится приобщаться к целой субкультуре. И это жаль.
А вообще, сама идея такой субкультуры меня огорчает. Причастные говорят, что раз не курят и не пьют, не играют в танчики, то это уже хорошо и надо радоваться. Как по мне, слабоватый критерий для ценностных ориентиров.
Чему квадробика учит, к чему призывает, на что ориентирует? На что большее, кроме заметных всем внешних признаков? Если речь идёт о детях до 13 и 14 лет, то родителю вполне резонно задуматься, что это за дело и почему моему ребёнку это так важно? А что у ребёнка с самооценкой, увлечениями, ожиданиями от будущего и планами на жизнь? Что мы ему передаём, с чем соглашаемся, на чём мы сами, мы – родители, сориентированы. Где наши семейные традиции, занятия, совместные увлечения, если в школе ничего интересного не нашлось, перебивающего по яркости квадробику? Как у ребёнка с социализацией, в какие группы он входит, как там себя чувствует?
У меня ноль претензий к детям. Ни одному ребёнку я в жизни не скажу, что быть квадробером – это плохо, скучно, что мне это не нравится. В худшем случае, я промолчу, в лучшем – отмечу высокий прыжок. Но само явление и отношение к нему родителей меня беспокоит. Неужели во всём нашем разнообразном и полном возможностей мире нет ничего более привлекательного, чем это? Почему ребёнок мечтает стать квадробером, а не олимпийским чемпионом. Или кардиохирургом. Или изобретателем. Или космонавтом.
Если бы мой ребёнок попросил купить маску и стал бы активно искать других квадроберов в нашем городе, я бы огорчилась. Ему бы я, может, и ничего не сказала напрямую, но обсудила бы ситуацию с мужем и хорошенько бы разведала, что стало не так с шахматами, что делается на борьбе и где былой запал на музыкальном поприще? С чего бы это ему стало всё остальное постылым и срочно захотелось побыть Бобиком?
Вот так, друзья. Вот так.