Найти тему
Суворов А.В. в боях.

Кинбурн. Уничтожение Суворовым турецкого десанта Сеюб-Гешти-Эюб-аги на Кинбургской косе 1 октября 1787 года.

«Но милостивый государь! Ежели бы не ударили на ад, клянусь богом! ад бы нас здесь поглотил» А.В.Суворов

Османская империя понесшая серьезные территориальные потери в войне 1768-1774г. с Российской империей спустя 13 лет попыталась вернуть утраченные территории на побережье Черного и Азовского морей, восстановить свое влияние в Закавказье, на Кубани и в Крыму. Турецкий султан Абдул-Хамид1 подписавший в 1774г. невыгодный Турции Кучук-Кайнаджирский договор решил взять реванш за проигранную прошлую войну. Нашему послу в Стамбуле Булгакову был предъявлен ультиматум с перечислением территориальных и прочих претензий к Российской империи, а через короткое время посол был и вовсе арестован и брошен в турецкую тюрьму, что по сути являлось объявлением войны. 13 августа 1787 года Османская империя при поддержке Англии и Франции объявила России войну официально.

ФЛОТ ТУРЕЦКИЙ
ФЛОТ ТУРЕЦКИЙ

В это время генерал-аншеф Суворов А.В. командовал войсками (части Херсонского корпуса) в районе крепости Кинбурн расположенной на берегу Днепровского лимана, напротив Очакова принадлежавшего Турции. 10-ти тысячный гарнизон представлял собой серьезную силу тем более опасную в присутствии под стенами Очакова сильного турецкого флота ( 48 кораблей имевших до 400 орудий) под командой адмирала Хасан-паши. Наибольшую опасность представляли три 60-ти пушечных линейных корабля и четыре 34-х пушечных фрегата. 23 судна не имели пушек и использовались как транспортные. В течении сентября османы многократно обстреливали Кинбурн с кораблей и наша артиллерия вела ответный огонь.

Утром 1 октября часть турецкого флота подошла к оконечности кинбургской косы и с кораблей началась высадка войск. Используя шанцевый инструмент, турки для приближения к крепости энергично принялись рыть неглубокие траншеи поперек косы, а вынутым песком набивали мешки и складывали их на краю в виде бруствера. Одновременно с земляными работами вблизи оконечности косы с кораблей спустили шлюпки с которых матросы в 10м от берега, в море, стали забивать сваи и сооружать эстакаду из бревен(частокол для защиты кораблей) длиной около 300метров. Суворову доложили о движении противника с высадкой десанта. Он приказал не препятствовать и на открытый корабельной артиллерией огонь по крепости не отвечать, но распорядился о подтягивании к крепости резервов. Молчание русских вселило в турок уверенность и они стали медленно продвигаться по песчаной косе к крепости , продолжая рыть поперечные траншеи с брустверами из мешков с песком. Одновременно с этим восточнее Кинбурна ,в 12 верстах, у деревни Биенки, в 9 часов утра, была предпринята попытка высадки десанта (с 5 судов) из «султанских запорожцев» в качестве отвлекающего маневра. Принятие их за возвращающихся на родину казаков привело к недоразумению, однако открытая запорожцами стрельба расставила все на место. Ответным огнем наши войска под командой генерал-майора И.Г.Река отогнали «гостей» с некоторым уроном для них.

турецкие корабли
турецкие корабли

Турецкие корабли продолжали высаживать новые подразделения на косе и численность десанта росла. Он состоял из пехоты (янычар и греков), конницы не было, артиллерия была представлена лишь одной трофейной пушкой. Нарыто было уже 15 траншей поперек косы и противнику оставался 1 км до стен нашей крепости, а Очаковская хоронга (600 солдат очаковского гарнизона) и вовсе приблизилась до 200 шагов. В 3 часа дня Суворов приказал атаковать. Залпы картечью из крепостных пушек поколебали решимость басурман. Из ворот крепости вышли части Орловского пехотного полка(около 800 солдат) под предводительством генерал-майора Река И.Г. В его боевых порядках было 6 полевых пушек из 50(19 полевых, остальные крепостные пушки) имевшихся в распоряжении русских.

орудия артиллерии 18 века
орудия артиллерии 18 века

Следом шли подразделения Шлиссельбургского пехотного полка(около 400 солдат), а «подкрепляли атаку генерала Река резервные эскадроны и казачьи полки»(около 900 казаков и 750 карабинеров). Штыковой удар нашей пехоты был очень силен и яростно сражавшиеся турки были выбиты уже из 10 нарытых ими траншей, когда генерал Рек был ранен в ногу, а все офицеры первой линии выбыли из строя:секунд-майор Булгаков убит, секунд-майоры Муцель и Мамкин ранены.

схема 2-х этапов сражения на Кинбурской косе
схема 2-х этапов сражения на Кинбурской косе

. Турки яростно защищали свои траншеи : «Неверные их с великою храбростию защищали. Отличный Орловский полк весьма оредел. Вторая линия вступила в бой сквозь первую линию» писал Суворов, а их флот приблизившись к косе вел интенсивный обстрел из орудий ядрами, гранатами и даже картечью в правый фланг наступающих русских батальонов. Ружейная пальба и рев дерущихся в рукопашной солдат слились в сплошной гул. Клубами порохового дыма заволокло и косу и корабли. Ядра и гранаты пушек турецких кораблей выкашивали целые ряды гренадеров. Наши потери росли и когда все офицеры передового Орловского полка выбыли из строя, наша пехота стала отходить. Суворов был в рядах сражающихся солдат, но его лошадь была ранена в голову: «Я остался в передних рядах. Лошадь моя уведена; я начал уставать; два варвара на збойных (трофейных) лошадях – прямо на меня. Сколоты казаками; ни единого человека при себе не имел; мушкетер Муромского полку, Новиков, возле меня теряет свою голову, я ему вскричал; он пропорол турчина штыком, его товарища – застрелил, бросился один на тридцать человек. Все побежали и наши исправились.» писал он генералу Текелли. Чаша весов рукопашного боя второй раз качнулась в сторону русских. Огонь турецких кораблей не встречал серьезного противодействия. 6 полевых пушек находившихся в боевых порядках наших войск сумели уничтожить 2 судна, огнем артиллерии из укреплений Кинбурна также 2 канонерских лодки турок были потоплены, а галера «Десна» под командой мичмана Ломбарда своей атакой отогнала часть турецкого флота от нашего лиманского берега. Твердое командование янычарского аги (Сербен-Гешти-Эюб-ага) придавало басурманам мужества, ведь их генерал не прятался за спинами простых солдат и являл собою пример храбрости и стойкости перед лицом смерти и янычары держались твердо.

звезда ордена Андрея Первозванного
звезда ордена Андрея Первозванного

Суворов ранен: «я получил картечу в бок, потерял дух и был от смерти полногтя.Головы наши летали. Пехота отступила в крепость»(из письма Суворова генералу Текелли). Много раненых солдат, батальоны обескровлены потерей командиров и утомлены, патроны почти закончились. Он командует отходить. К 6 часам пополудни сражение утихло. Турки остались у своих траншей. Русские потеряв все 6 полевых пушек отошли под защиту крепости.

Солнце село, стало темно. Суворов подтянул слабые пехотные резервы (около 400 солдат), но весьма существенные кавалерийские: донские казачьи полки Сычова, Исаева, Орлова и легкоконные Мариупольский и Павлоградский (более 2300 всадников). Вновь рявкнули крепостные орудия и наша пехота , таща с собой медные полевые пушки, молча бросилась на врага. Еще страшнее басурманам была атака кавалерии ударившей в обход из-за крепости с левого фланга и сразу прорвавшей их переднюю линию. «Я обновил третей раз сражение» писал Суворов в реляции. Турки дрались яростно, но картечь в упор из полевых пушек сметала их скопища. Храбрость не помогала, русские шли вперед. Казаки ,прорвавшие правый фланг турок теснили их от Черного моря к берегу лимана. В письме ген.Текелли Суворов отметил: «вдоль лимана приспевшая легкоконная бригада вломилась в их середину; пехота справа, казаки слева, от Черного моря,-сжали варваров. Смерть летала над головами поганых! Больше версты побоище было тесно и длинно; мы их сперли к водам. Они как тигры бросались на нас и наших коней, на саблях и многих переранили. Отчаяние их продолжалось близ часу. Уже басурман знатная часть была в воде; мы передовых к оной стеснили. Им оставалось места меньше полверсты; они опять в рубку, и то было их последнее стремление. Прострелена моя рука. Я истекаю кровью». Оказавшийся рядом казак (есаул Кутейников) помог промыть и перевязать рану. К несчастью турок помощи от их флота не было, так как корабельные артиллеристы в темноте не видели целей и не стреляли боясь попасть по своим. Этого мало, 40-летний Хасан-паша приказал кораблям отойти от берега –неспособный адмирал полагал, что лишив надежды на эвакуацию он добавит мужества янычарам. Увы, он добавил только потерь и в Стамбуле это оценили верно. К 12 часам ночи с турецким десантом было покончено. Несколько сотен еще живых басурман спасались по шею в воде за частоколом из бревен (эстакадой). Русские расстреляв боеприпасы добивать в темноте недобитых врагов в воду не полезли. До утра те сидели в осеннем холодном море без помощи и многие умерли от переохлаждения. Утром турецкие суда подошли к оконечности Кинбургской косы. Эвакуация шлюпками шла под артиллерийским обстрелом нашей артиллерии, что добавляло хаоса и потерь туркам. Наш генерал пишет: «близ полуночи я кончил истребление. Вы спросите меня, почтенный Герой! Чего ради я их всех не докончил? –Судите мою усталь, мои раны. Остерегался я, чтоб в обморок не впасть. Божиею милостию довольным быть надлежало». Надо заметить, что во время третьей ночной атаки о себе напомнили «султановы запоржцы»-около 500 человек в темноте попытались внезапной атакой с тыла захватить Кинбургскую крепость. Однако Суворов комендантом крепости назначил опытного офицера бдительность которого не позволила врагу войти в крепость,- он был отогнан огнем гарнизона с потерями.

-6

Численность турок и их потери Суворову были неизвестны, но по показаниям пленных турецкий десант имел около 5000 солдат. Полковник Исаев посланный на следующий день с командой казаков срыть турецкие траншеи и убрать рогатки нашел на косе до 1500 тел погибших врагов среди которых обнаружены были 2 французских инженера. 15 турецких знамен были отосланы Потемкину. О наших потерях генерал писал: «Вы спросите меня о нашем уроне? Правда, сперва с легкоранеными был он к тысяче;» Убитых и умерших от ран было около 250 человек, включая нескольких офицеров. После сражения ещё около месяца волны выбрасывали тела погибших турецких десантников и нашим армейским командам приходилось их хоронить.

Победа Суворова вызвала недоумение и уныние в Стамбуле. Султан надеялся на внезапность и неготовность русских к войне. Надежды не оправдались. Петербург же ликовал. Государыня была рада чрезвычайно. Сама писала Суворову с заботой о его ранениях и советовалась с Григорием Потемкиным о награде за победу генералу. В храмах служились благодарственные молебны и зачитывалась реляция о сражении. Суворов был награжден орденом Андрея Первозванного (высшей наградой Российской империи). Многие участники боя (рядовые и командиры) были награждены. На Францию и Англию победа русских подействовала удручающе – не такого результата ждала «европейская общественность».

кинбурнская коса фото со спутника
кинбурнская коса фото со спутника

Многие историки прошлого и современности по поводу этой баталии не только искажают факты, но и часто желаемое выдают за действительное. Иной раз и вовсе пишут, что победа была одержана солдатами (об этом писал сам Суворов) без всякой роли генерала, как бы сама собой,т.к. русский солдат был привычен драться… и т.п. галиматья. Они ошибались. К победе привело не только мужество русских солдат и офицеров, но и вполне конкретные приказы и действия самого Суворова:

1. При высадке турок на косе генерал не препятствовал им по нескольким причинам, а именно – численность десанта ослабляла существенно 10 тысячный гарнизон Очакова. Кроме того вблизи подошедшего к косе большого турецкого флота имевшего 400 пушек атаковать врага на открытой местности привело бы к большим потерям своих солдат. Наоборот ,наши войска были укрыты в Кинбургской крепости и огонь турецкого флота не наносил им потерь.

2.При приближении турок к крепости почти вплотную (200 шагов) Суворов вынужден отдать приказ на атаку пехотой при поддержке 6 полевых орудий, но кавалерии приказывает вести атаку с левого фланга . вдоль черноморского берега, что не давало возможности поражения картечью турецких пушек, а ядра не могли принести большого урона.

3. При выбытии из строя офицеров передовых батальонов Орловского полка Суворов личным примером вдохновляет рядовых , ите продолжают натиск.

4. Видя ущерб наносимый огнем турок и все возрастающие потери русских он делает правильный вывод и приказывает отойти войскам под защиту укреплений крепости.

5. Еще при начале высадки противника Суворов приказывает всем подчиненным частям ускоренным маршем идти к Кинбурну, что и позволило ему создать резервную группировку войск.

6.Третья атака по приказу Суворова была произведена в ночное время с максимальной поддержкой полевой артиллерии и максимальной скоростью всеми наличными силами(исключая гарнизон самой крепости). Тем самым флот турок в темноте потерял возможность вести результативный огонь по наступающим русским.

7. Настоятельные просьбы Суворова к адмиралу нашего флота (находившегося поблизости) произвести хоть демонстрацию остались без внимания: неспособный Мордвинов , оправдываясь, только лопотал о некомплекте команд и оснащения своих кораблей, он боялся рисковать и не был в состоянии понять действий нашего генерала. «О!Коли б он ( наш флот) как баталия была, в ту же ночь ,дешева была бы разделка»,- Отмечал потом Суворов.

Конечно роль турецкого командования тоже оказалась существенна. Решение адмирала Хасан-паши отвести корабли от берега, не добавило туркам мужества, но лишило их возможности эвакуации, что только добавило потерь. Наличие одной полевой пушки и отсутствие кавалерии только помогло русским. Отсутствие поддержки резервами не позволило держаться янычарам вследствии их утомления длительным боем и гибелью их генерала. Как оказалось, турецкий адмирал был вовсе не готов к ночному бою и помощи гибнущему десанту не оказал. Иначе говоря капудан Гассан – паша не соответствовал должности адмирала. Следствием всего этого явился провал боевой задачи с напрасной гибелью храбрых турецких солдат. Суворов же свою боевую задачу выполнил в этом непростом бою.

На следующий день на кинбургской косе было торжественное построение всех наших войск с благодарственным молебном и орудийным салютом. Через несколько дней турецкий флот ушел в Турцию, но возможность взять Очаков с поредевшим и напуганным гарнизоном Г.Потемкин, командовавший войсками не использовал. Неспособный в военном деле любимец Екатерины дал врагу время (в течении года) вдвое увеличить численность гарнизона Очакова и усилить его вооружение и снабжение. Это потом сильно увеличило потери русских войск долго топтавшихся перед турецкой крепостью до зимы 1788 года.

Источники: А.В.Суворов ,том 2, М.Воениздат.1949г.

А.В.Суворов, Письма.М.1986г.

Список названий некоторых уже опубликованных в ДЗЭН статей:

Бой Суворова под Ореховым против отряда польских конфедератов 1 сентября 1769г.

Бой у Тынецкого редута 10 мая 1771г. Суворов против польских конфедератов под командой М.Валевского

Замостье. Разгром польской обороны у стен крепости войсками Суворова и манёвр Пулавского 22 мая 1771 года

Сражение под Ланцкороной. Разгром войска конфедератов генерал-майором Суворовым А.В. 12 мая 1771г.

Измаил. Часть 1.

Измаил. Часть 2.

Измаил. Часть 3.

Гибель корпуса литовского гетмана Огинского в Сталовичах в бою с отрядом Суворова 24 сентября 1771 года.

Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Неудачный штурм. Часть1.

Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Разгром корпуса Зиберха. Капитуляция Шуази. Часть2.

Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть1.

Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть2.

Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть1.

Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть2.

Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть1.

Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть2

Козлуджи. Абдул-резак против генерала Суворова 9 июня 1774г. Часть1.

Козлуджи. Катастрофа армии Великого визиря Муссин-заде 9 июня 1774г. Часть2.

Козлуджи. Сражение поставившее точку 9.06.1774г. в Русско-Турецкой войне 1768-1774г. русским генералом Александром Суворовым. Часть3.

Кинбурн. Уничтожение Суворовым турецкого десанта Сеюб-Гешти-Эюб-аги на Кинбургской косе 1 октября 1787 года.

ФОКШАНЫ. Бегство сераскира Мустафы от войск Суворова и Кобурга 20 июля 1789 года.

РЫМНИК. Разгром 1-го лагеря армии Великого визиря Кетхюда-Гассан-паши солдатами Суворова 11 сентября 1789г. Часть1.

РЫМНИК. Перелом. Часть2.

Удачный отход. Генерал Сераковский против Суворова в боях при Дивине 3 сентября, Кобрине 4 сентября и Крупчицах 6 сентября 1794 года.

БРЕСТ. Совершенное побиение польского корпуса Сераковского победоносными Ея Императорского Величества войсками 8 сентября 1794 года

БРЕСТ. Полное уничтожение польского корпуса генерала Сераковского войсками Суворова 8 сентября 1794г. Часть2.

КОБЫЛКА. Генерал-адьютант короля Бышевский в бою с войсками генерал-аншефа Суворова А.В. 15 октября 1794 года.

ВАРШАВА! Вавржецкий против Суворова или Блистательный штурм прагского ретраншемента 24 октября 1794г. Часть1.

ПРАГА В ОГНЕ. Действия штурма Победоносными Российскими войсками под командою генерала Суворова 24 октября 1794г. Часть2.

Провал операции "Переселение ногаев". Канакай-мурза с ордой ембулуков против солдат Суворова 1 августа 1783г.

Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г.Часть1.

Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г. Часть 2.

Осада и взятие замка Ujazd. Шляхтичи Мощинского против солдат Суворова. Декабрь 1769г.

НАВОДИЦЕ.БОЙ В ЛЕСУ. Противостояние шляхтичей Мощинского солдатам Суворова 8 апреля 1770г.

Рейд Суворова за Краков.Разорение магазейна и неудачный штурм замка в Ланцкороне 9 февраля 1771г.

ОЧАКОВ.Отражение вылазки турок и тяжелое ранение Суворова 27июля 1788г.