Именитый режиссер и актер привез в столицу Краснодарского края свою работу.
«12» — это спектакль-размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде; серьезный разговор о том, что волнует каждого. Главная мысль постановки актуальна всегда: закон превыше всего, но что делать, когда милосердие выше закона?
Пока что не было ни одного показа, где мы не почувствовали бы удивительного неравнодушия зрителя к тому, что он видит на сцене. Хороший спектакль определяется не количеством аплодисментов, а тишиной. Я поблагодарил краснодарских зрителей за тишину во время спектакля. Это тишина неравнодушия, — сказал Никита Михалков во время встречи с журналистами.
Вечные проблемы
По сюжету 12 присяжных решают судьбу чеченского мальчика, убившего русского офицера, который усыновил его, после того как погибли его родители. 11 считают, что мальчик виновен и только один человек — против. В одноименном фильме его играет Сергей Маковецкий, в спектакле — Николай Бурляев. Именно этот герой, спившийся и буквально восставший из пепла ученый, оказавшийся на самом дне жизни и видевший смерть в лицо, заставит усомниться оппонентов в своей правоте. Вот тут и начинается главный процесс. И происходит он непосредственно в душах человеческих.
Подогревает ситуацию и тот факт, что присяжные заперты на ключ в спортивном зале самой обыкновенной московской школы без мобильных телефонов. За темным окном заканчивается и снова начинается снег, заседатели торопятся покинуть зону очевидного дискомфорта, тем более что истина для них ясна, как день божий: зачем же время зря терять? Но голосование затягивается. Мальчик в ожидании приговора мерзнет в холодной камере-клетке, расположенной на сцене вне основного действа, происходящего за тонкой сеткой.
В финале присяжные добираются до правды, пройдя через свои личные испытания, и встает простой и логичный вопрос: кто возьмет на себя ответственность за судьбу оправданного чеченского мальчика? Ответа нет ни у кого, кроме героя самого Михалкова, который раскрывается для остальных персонажей с неожиданной стороны. Именно этот человек, столкнувшийся в своей жизни с небытием, художник, рисующий на даче акварели, а по факту русский офицер, берет на себя их эгоизм и, тем самым, освобождает всех от груза.
И здесь происходит любопытная вещь. Зритель не может четко сформулировать для себя, что именно его пробирает до костей. Он чувствует, где находится истина, ощущает связь со своей страной, понимает, как устроены многие процессы, проживает спектр эмоций. Словно несколько маленьких ручейков сливаются в одну большую реку, которая превращается в море и становится океаном. Где-то начинается дождь, приносящий с собой временное облегчение. Небо рассеивается и вновь затягивается грозовыми тучами. Снова и снова.
Как вы относитесь к творчеству Никиты Михалкова? Пишите в комментариях.