Найти тему
Сноб

Как «Чайка» предвосхитила экзистенциализм и тарантиновские диалоги

Театровед Николай Песочинский рассказал «Снобу» о том, как Чехов предугадал философию ХХ века, почему его несчастные герои не меняют свою жизнь, чем модернистский театр отличается от классического, можно ли считать «Чайку» комедией и в чем ее смысл.

   Антон Чехов в своем кабинете в Ялте, 1895-1900 годы
Антон Чехов в своем кабинете в Ялте, 1895-1900 годы

Почему Чехов определил «Чайку» как комедию?

Я только что видел в Пекине «Чайку», которая была поставлена как настоящая комедия. Китайцы не находятся под влиянием русского трагического сознания, это только для нас все всегда должно быть «судьбоносным» и с «просветлением»… Кстати, в их интерпретации Треплев не стрелялся в финале, а просто разыгрывал некий спектакль на публику, уходя за декорации. Если подходить к этому тексту с юмором, без традиционного русского сплина и философской пронзительности, можно увидеть в этой истории множество глупых людей, которые говорят глупости и делают глупости. И это будет смешно. Однако такой взгляд русская традиция совершенно не приняла. Она усложняет комичность до уровня высокой драмы и даже трагедии, хоть и не в классическом смысле этого слова.

А вообще «Чайка» — это часть неклассической культуры, и она открыта к интерпретациям, ее можно и нужно понимать очень по-разному. В ней есть необходимые элементы для развития в любую сторону. И иронический пласт тоже. Многие детали выдают Антошу Чехонте, автора юмористических рассказов, который относится к людям довольно мизантропически и любит высмеивать нелепость и пошлость людей.

В пьесах Чехова нет главных героев. Почему?

Это один из принципиальных моментов новаторства Чехова. Он разрушает категории классической драмы. Во-первых, «отменяет» значимость сюжета и выводит на передний план тончайшие психологические состояния героев, рефлексию, атмосферу. Это не может не разрушить и классическое распределение персонажей на главных и второстепенных, потому что необходимость в таком распределении диктует именно сюжет. Он как бы отводит места для центральных участников событий, ведь сюжету нужны «двигатели» в лице главных героев. Когда сюжет рассыпается, нет необходимости и в том, чтобы кого-то выводить на первый план. Мейерхольд говорил, что персонажи пьес Чехова — это «группа лиц без центра».

«Чайка», кстати, относительно классическое произведение, в ней можно выделить более или менее значимых героев, да и событийную канву наметить тоже можно. При этом Чехов вводит микросюжеты в эту канву, создает многолинейный сюжет, особую полифоническую сюжетную систему, что тоже само по себе новаторство. Тут уже можно говорить о влиянии принципов импрессионизма. А вот в более поздних пьесах Чехов отказался от сюжета и традиционного распределения героев по главенству уже полноценно — я про «Три сестры» и «Вишневый сад».

   Эскиз декорации к спектаклю «Чайка» А. П. Чехова авторства Симова В. А., 1898 год
Эскиз декорации к спектаклю «Чайка» А. П. Чехова авторства Симова В. А., 1898 год

Зачем герои «Чайки» так часто упоминают искусство?

Для неклассического театра очень важна ассоциативность. В «Чайке» эта ассоциативность возникает за счет упоминаний произведений литературы, каких-то разговоров о театре. А еще важно понимать, что почти все персонажи этой пьесы — творческие люди: два литератора, две актрисы… В их диалогах постоянно возникает мысль о том, что все должны любить театр. Даже врач Дорн говорит, что без театра нельзя жить, хотя для провинциального врача это довольно странное заявление. Почему он так говорит и какой он посещает театр, живя в усадебной глуши? Неужели он ездит за много верст от поместья, лишь бы посмотреть какие-то спектакли?

Возможно, этот мотив вводится, чтобы показать, что все герои как бы все время «играют», лицедействуют, чувствуют себя участниками большого театра жизни. И это в целом наводит на мысли о театральной природе человеческих отношений — к хрестоматийному «весь мир — театр, а люди в нем — актеры».

Каких новых принципов актерской игры и организации сценического действия потребовала «Чайка»?

Сценическое действие в пьесах Чехова развивается не через события, как я уже говорил. Чехов считал, что события — это частности и что глобальный драматизм жизни заключен не в каких-то событиях, а в самом ее течении. Причем драматизм не возникает из чего-то конкретного и ничем в итоге не разрешается — человек просто пожизненно обречен на драматизм своего существования, выраженный в самом существовании. Этим Чехов предвосхищает философию ХХ века, всевозможные ответвления экзистенциализма. Персонажи его пьес не преодолевают драматизм, а просто проходят через виток рефлексии и переступают на еще более драматичную ступень своего существования. Конфликты ничем не разрешаются, на сцене не происходит никаких скандалов, герои не принимают никаких важных решений, их жизнь становится только хуже — особенно ярко это видно в «Вишневом саде».

А еще зачастую в чеховских пьесах почти никакого значения не имеют слова героев — в том смысле, что диалоги почти ничего в их поведении и чувствах не объясняют. Это отдаленно напоминает тарантиновские диалоги. Поэтому действие в таких пьесах должно происходить не на уровне событий, разговоров и принятия решений — куда важнее создать на сцене правильную атмосферу, чем показать все «в лоб», проговорить прямыми словами и выявить через конфликты. А вот создание атмосферы — это уже как раз новаторская актерская работа. Актеры новой драмы показывали душевные состояния, играли глазами, уводили слова от их финального значения. Создавали подтексты…

   Сцена из спектакля «Чайка». В роли Аркадиной – Ольга Книппер, в роли Тригорина – Константин Станиславский, 1899 год
Сцена из спектакля «Чайка». В роли Аркадиной – Ольга Книппер, в роли Тригорина – Константин Станиславский, 1899 год

Почему герои пьес Чехова ничего не меняют в своих жизнях, увязая в абсурде и томлении, как в болоте?

Если смотреть на его пьесы без томной сентиментальности, которая так распространена в среде любителей русского театра, без мысли о том, что «все прекрасные — несчастны», то нетрудно понять, что Чехов показывает именно человеческую несостоятельность. Эти люди просто не строят свою жизнь. Разумеется, в общем философском смысле любой человек всегда одинок, изменить себя любому человеку не под силу, но Чехов показывает нам людей, которые в принципе ничего не делают, они просто неразумны.

В чем же причина? Почему Треплев не стал писателем? Почему Нина не стала хорошей актрисой и только говорит, что «иногда пьянеет на сцене»? В этом есть какой-то необъяснимый фатализм — недаром Тригорин расписывается: «У меня нет своей воли». При этом у Чехова нет никаких «несовершенств социума», в котором якобы ничего невозможно сделать. Ничего ужасного нет в тех условиях, в которые он погружает своих героев. «Чайка» — не социальная драма, в которой показаны какие-то несовершенства общества, не дающие человеку менять жизнь. Это изображение человека, бессильного перед судьбой, то есть драма экзистенциальная, близкая к трагедии рока.

А сам Чехов мог считать себя таким человеком?

Мне трудно судить об этом, поскольку я не изучал глубоко его личную жизнь, а от этого многое зависит. Но могу предположить, что нет. Он был реализованным человеком с большим количеством публикацией, его широко признали при жизни. Чехов — не Треплев.

Первая постановка «Чайки» действительно была оглушительным провалом или это преувеличено?

Я бы сказал, что это во многом театральная легенда. Это довольно спорный вопрос. Пьеса, безусловно, не была понята и оценена, потому что люди не были готовы к новой драме. Но в том же Александринском театре «Чайку» продолжали ставить, и через некоторое время она уже имела определенный успех. К тому же заметная роль досталась Комиссаржевской — она играла Заречную. Комиссаржевская умела играть и подтекст, и «внутреннюю музыкальность», любила выбирать себе внутренне неудовлетворенных персонажей с глубокой личной драмой. Она была любимицей публики, на нее ходили смотреть. И уже благодаря одному этому «Чайка» не могла считаться «полным провалом», если остальные аргументы кажутся не слишком состоятельными.

   Антон Чехов среди актеров пьесы «Чайка», 1899 год
Антон Чехов среди актеров пьесы «Чайка», 1899 год

А саму эту легенду о провале в основном тиражировали уже в советские годы, когда МХТ нужна была репутация главного театра страны и его нужно было как-то возвысить. На этом фоне отлично смотрелась история о том, как в Александринском, старом, императорском театре не оценили гений Чехова — и что в нем вообще не могло быть ничего хорошего, не в пример МХТ. Советская историография подхватила этот шаблон…

О чем все-таки «Чайка»?

Говоря в общих чертах — она о любовной, творческой и личностной нереализованности, о том, как человек погружен в некий безвоздушный купол пошлости, невозможности раскрыться и пробиться к подлинному себе. О противопоставлении того, что дано в жизни, и того, чего хотелось бы. В «Чайке» все любят не того, с кем это было бы взаимно, никто не приходит ни к каким счастливым результатам, никто не может проявиться в творчестве. У всех все не так. А еще это пьеса о закономерности нестабильности человеческой жизни, о закономерности чувств, которые не бывают ответными. Выделить что-то главное среди этих общих смыслов довольно трудно. Кроме того, в «Чайке» поднимаются темы старого и нового, тема конфликта поколений… Множество смысловых мотивов фактически сплетаются в ризому, если говорить постмодернистским языком. Поэтому в постмодернистскую эпоху Чехова сильно любят — его можно интерпретировать на разные лады.

Товстоногов открыл про «Чайку» довольно неожиданную вещь: с его точки зрения, Тригорин и Аркадина — талантливые люди: он хорош как писатель, она — как актриса. А Заречная и Треплев в тех же качествах — не талантливы. При этом Заречная и Треплев нам симпатичны, мы проникаемся к ним сочувствием, а Тригорин и Аркадина — люди недобрые и как бы отталкивающие. В этом есть еще один трагический пласт пьесы: талантливое и недоброе противопоставляется бесталанному, но милому.

   Антон Чехов, Ялта, около 1900 года
Антон Чехов, Ялта, около 1900 года

Чехова любили символисты. А Чехов их любил? Насколько «Чайка» символистское произведение?

Я бы сказал, что в ней есть своеобразная метафоричность, а не символичность. Все-таки Чехов не такой уж мистик и метафизик. Его иносказательность — не символистского толка. Но он любил символиста Метерлинка, был одним из первых, кто в России его прочел и понял правильно, настаивая на постановке его пьес. А до расцвета символистских теорий русских литераторов, особенно Андрея Белого и Вячеслава Иванова, он просто не дожил, тут сложно что-либо говорить о его отношении к ним.

Беседовал Алексей Черников