Найти тему
Нищий Духом

К вопросу о Filioque

Всем интересующимся развитием христианства в первые века. Книга для тех, кому интересно появлению вставки в Символ Веры в западной ветви христианства. На мой взгляд очень интересная интерпретация прошедших событий. Рассуждения. Василий Васильевич подходит к вопросу без осуждения, скорее как апологет общей, единой христианской Церкви. Обязательно к прочтению! https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/k-voprosu-o-filioque/

Есть еще теория: Гаррик и О. Клеман утверждают, что в греческом тексте глагол ἐκπορεύομαι, который означает «исходить» в смысле происхождения из одного конкретного Источника. Этот термин используется для того, что бы выразить исхождение Святого Духа от Отца, как от единственного Источника. В латинском тексте представлен глагол procedure, который означает «происходить». Гаррик считает, что в латинской традиции этот глагол трактуется шире, и он может подразумевать исход и от Отца и от Сына.

В 2000 году Католическая Церковь опубликовала декларацию «Dominus Iesus», автором которой являлся Йозеф Ратцингер, в ней приводится текст Символа Веры в редакции без Филиокве: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui***** Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas.». То есть сами католики достаточно свободно относятся к вопросу о Filioque.

Что касается первого вопроса, они [Римляне] привели единодушное свидетельство Латинских отцов, а также Кирилла Александрийского, из его Толкования на Евангелие от Иоанна. Из этих текстов видно, что они не делают из Сына причину Духа Святого, ибо они знают, что единое начало и Сына и Духа есть Отец-Одного через рождение, Другого через исхождение. Но их форулировка имеет целью показать, что Дух исходит через Сына, и таким образом установить единство и тождество Сущности. Таким образом, они [римляне] были обвинены в том, в чем их обвинять не стоило, в то время как другие [византийцы] были справедливо обличаемы [в монофилитстве]. Для вас я попросил Римлян перевести их особенности [Filioque] так, что бы избежать любых возможных неточностей. Но поскольку существует практика написания и отправки [Синодальных писем], я не знаю, согласятся ли они это сделать». Ad Domnum Marinum Cypri presbyterum (PG91 стр. 136). В любом случае вставка в Символ веры не имела какого то значимого аргумента для расхождения Восточной и Западной ветви христианства. Как это представляется у православных. Читайте, познавайте. Божией Вам помощи!