Этот фильм - очередной киношедевр одарённого эстета Уэса Андерсона, снятый в 2007 году. Фильм как произведение искусства. Воспринимать нужно всеми своими чувствами. Визуальная составляющая, небанальный сюжет, детальная проработка каждого кадра – в любой момент вы можете поставить фильм на СТОП и сделать скриншот, а затем повесить его в рамочку на стену и каждый день любоваться!
Три брата, три практически чужих человека собираются для «приобретения бесценного духовного опыта». На деле каждый погружен в личные проблемы и не до конца осознаёт - а зачем он здесь?
После похорон отца старший брат - Фрэнсис (Оуэн Уилсон) решает собрать братьев и отправиться в Индию для посещения матери, ушедшей в монастырь. Но остальные братья Питер (Эдриен Броуди) и Джек (Джейсон Шварцман) не знают о предстоящей встрече. Они начинают свой путь как рассеянные, уставшие, утратившие смысл жизни люди. Андерсен очень тактично и со вкусом обыгрывает печальные сцены в фильме, поэтому во время просмотра тёплая грусть сменяется вашим звонким смехом.
Поезд олицетворяет путь, который предстоит пройти героям. В какой-то момент поезд ЗАБЛУДИЛСЯ. И братья вынуждены прибегать к символическим обрядам: взявшись за руки, дуть на перья павлина, с важным видом закрывать глаза и что-то там бормотать «на духовном». В итоге их постыдным образом ссаживают с поезда, оставляя посреди индийской равнины вместе с чемоданами, доставшимися братьям от покойного отца.
На протяжении фильма братья не раз порываются прервать путешествие, им хочется вернуться домой. Но каждый в глубине души осознаёт, что должен двигаться дальше.
И вот зачем.
Пиная впереди себя ставшие уже ненавистными чемоданы, они видят трёх братьев-погодок, неуклюже пытающихся перебраться через реку, рядом с опасным порогом. Переправочный трос оборвался, и ребята оказались на краю гибели. Двоих из них героям удаётся спасти.
И тут они осознали, что всё было не зря, что их – казалось бы – бесцельные скитания по пыльным необжитым дорогам помогли двум мальчикам выжить.
Герои чувствуют, что им необходимо увидеть свою мать. Они всю жизнь страдали от её внезапных исчезновений, и дети внутри них так и не получили необходимую долю материнской заботы.
Фильмы Андерсона посвящены историям личностного роста, хотя в данной ленте этот посыл тщательно закодирован. Задача зрителя – отыскать свой собственный смысл, всколыхнуть ворох мыслей о семейных неурядицах (вы везунчик, если такового не имеете).
В основе сюжета – дисфункциональные семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, проблема разобщенности и недопонимания, недосказанности.
Поиск своего «Я» - это обретение себя внутри семьи путём восстановления её целостности. Нужно ли сохранить отношения, которые уже дали трещину? Нужно ли вернуться к девушке, которую не любишь, если она ждёт вашего ребенка? Нужно ли помириться с помощником, который, «кажется», твой настоящий друг?
«Поезд на Дарджилинг» режиссёр посвятил памяти Сатьяджита Рая. Это крупнейший индийский кинорежиссёр и первый индийский обладатель премии «Оскар». Уэс Андерсон вдохновлялся фильмами Сатьяджита Рая, переосмысляя принципы постановки и съёмки, а также эстетики кадра. Саундтрек к фильму также был вдохновлён музыкой из фильмов Сатьяджита Рая.
Несмотря на глубокий посыл фильма, в нём достаточно забавных моментов. Например, старший брат Фрэнсис (Оуэн Уилсон) комично стремится держать под контролем обоих братьев.
Заключим ещё одно соглашение: во время этой поездки очень важно, чтобы мы держались вместе и прислушивались к советам тех, кто намного умнее.
Питер (Эдриен Броуди) на нервной почве грешит клептоманией, присваивая вещи отца и братьев. Сцена с ремнём Фрэнсиса очень смешит! Тот сначала отнимает свой ремень, затем дарит на прошедший день рождения Питеру, затем снова отнимает и снова дарит!
Джек (Джейсон Шварцман) вуайерично прослушивает сообщения на телефоне своей бывшей девушки, за что получает порцию критики от братьев. Он увлечён привлекательной проводницей поезда, но не знает, что ждёт их впереди.
Герои попытаются стать больше, чем братьями – друзьями. Им предстоит сделать выбор: тащить за собой пыльный груз прошлого, или же освободиться наконец от цветных чемоданов, которые только мешают успеть на очередной поезд…