Лес был полон призраков. Не тех, что появляются по ночам и пугают уснувших в палатке внезапными шорохами, а тех, что, наоборот, становятся видимыми и дают знать о своем существовании только после восхода солнца. Я притаилась, наблюдая за ними издалека.
Ночью никто и не догадается о том, что призраки здесь живут. Да и жизнь их, хотя и связана с самым неподвижным и постоянным, что есть в лесу, слишком скоротечна — к обеду они исчезнут.
Продолжая молчаливо наблюдать, я подкралась ближе. Призраки рождались из стволов деревьев — воздушные, сотканные из нитей тонкой клочковатой дымки, они тянули свои длинные руки к солнцу и, расставшись с деревом, их породившим, скоро растворялись в воздухе.
Появлению этих призраков способствовал ночной заморозок, покрывший стволы сосен и еловые лапы множеством ледяных кристаллов, и тёплые лучи октябрьского солнца, которые сразу после восхода проникали в лес и приводили всё внутри него в движение.
Я подняла фотоаппарат и начала щёлкать затвором, пытаясь запечатлеть удивительных существ, но на снимках весь мистицизм куда-то пропадал и призраки становились тем, чем они на самом деле являлись — бесформенными скоплениями пара, исходящего от мокрых деревьев.
Повисшую тишину нарушили перестукивания дятла где-то прямо над моей головой, а следом — очередная стая перелётных птиц, которые летят сегодня одна за другой, превращая кусочки синего неба, сдавленные сосновыми кронами, в суетливую гавань портового города.
Внутри леса, несмотря на движение призраков, заморозок был не так заметен, как на поле перед ним — оно было полностью сизым. Летом полевые травы здесь постоянно соревнуются друг с другом — у кого красивее цветы, у кого толще и выше стебель, у кого ажурнее листья.
Но конкурс на лучший осенний образ неизменно выигрывает фактурная крапива. Привычная и надоедающая летом, осенью она обязательно заставит обратить на себя внимание.
А оказавшись в лесу, я невольно задумываюсь о том, какое из деревьев может выиграть подобное соревнование? Какое дерево — настоящий символ осени, без которого её просто невозможно представить?
Это точно не ивы и тополя, желтеющие не так эффектно, и вряд ли берёза с её маленькими ржавыми листьями, которые на большинстве деревьев опали в этом году раньше времени.
На пороге леса я встретила занесенную сюда когда-то аронию, которую ещё называют черноплодной рябиной. Её апельсиновые, коралловые и алые листья точно могут поспорить за первое место, но правила конкурса строги — участвовать могут только местные, дикие виды.
Тогда, может быть, обычная рябина? Мало того, что листья её осенью приобретают самые разные оттенки, так ещё и гроздья ярко-красных ягод — неизменный атрибут осеннего леса.
Когда я вспоминаю заполярную осень моего детства, алые рябиновые листья, засушенные меж тонких страниц Большой советской энциклопедии — первое, что приходит в голову.
Через несколько километров нахожу ещё одного кандидата — лещину обыкновенную, или орешник, который наряду с рябиной занимает подлесок уже в более южных краях, включая Ленинградскую область.
У лещины крупные округлые листья, которые осенью становятся лимонно-жёлтыми и, когда на них попадают солнечные лучи, наполняют лес удивительным потусторонним светом.
За звание самого красивого дерева могут побороться и клёны, но в нашем лесу их мало — их резные листья самых разных цитрусовых оттенков украшают в основном деревенские улицы, а не лес.
А, может, всё-таки осины? Нельзя представить золотую осень без трепета осиновых листьев, которые бывают и жёлтыми, и нежно-оранжевыми, и карминово-красными и характерно дрожат даже в безветренную погоду благодаря длинным тонким черешкам.
В старом осиннике деревья высокие и, чтобы наблюдать танцы листьев на фоне синего октябрьского неба, приходится сильно запрокидывать голову и долго так стоять, потому что вскоре из-за этой золотой завесы с громкими криками покажется ещё один птичий клин, и зрелище это настолько завораживающее, что сложно оторваться, даже когда шея совсем затекла.
Конечно, осина. Я вспоминаю, что заполярная осень моего детства пахнет горьковато-сладко — осиновыми листьями. Эти деревья встречаются почти на всей территории страны, что делает осину универсальным символом, и даже слова эти — осень и осина — состоят из одних и тех же букв.
Из-за удивительных свойств осиновых листьев с ней связано множество легенд. В народе осину считали проклятым деревом и одновременно верили, что её древесина может отгонять нечистую силу.
Таинственная осина — символ самого таинственного времени года, когда лес наполняется призраками, а по упавшим листьям можно предсказать будущее. Ведь, как гласит народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая…
Ещё в этом блоге:
Друзья, часть своих рассказов я теперь публикую в закрытом разделе блога. Стать премиум-подписчиком, поддержать мой блог и читать мои заметки о более личном и сокровенном можно здесь