«Цыганской деревне» в Верхних Осельках угрожает снос, мужчинам - мобилизация.
Причиной последних событий стал конфликт с ДПС: вечером 14 октября сотрудники попытались задержать нарушителя, тот укрылся на «своей» территории; за него вступились другие цыгане, произошла потасовка.
Через пару дней правоохранители учинили полномасштабный рейд с привлечением Росгвардии; всего в нем участвовали около ста сотрудников.
Проверяли документы, проверяли «кочевой народ» на причастность к другим правонарушениям; человек 40 во главе с «бароном» Гогой отправили в территориальный отдел. Около десятка машин (частью - с перебитыми номерами) также отвезли в участок.
Пресс-служба МВД сообщила, что бОльшая часть домов в этой части Верхних Осельков построена незаконна и «по сути является самостроем». Кроме того, 32 человека получили повестки в военкомат.
Сюжету уделили внимание региональные и федеральные СМИ, а также телеканалы. (См., например, сюжет на НТВ).
Теперь по сути. Цыгане-котляры поселились в Верхних Осельках после 1956 года - сразу после выхода Указа президиума Верховного совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». («Котляры» - указание на основную профессию: в основном эта этническая группа зарабатывала работой по металлу).
В Верхних Осельках сложилось одно из крупнейших поселений: в начале «нулевых» здесь проживали около тысячи человек, из них 44% русских и 49% цыган.
Сейчас в общине, которой руководит барон Гога (Валерий Григорьевич Михай) - 135 домов, в них живут около 1300 человек, больше половины - дети. Кстати, «барон» - это ни разу ни титул: на романи (язык относится к индоарийской группе) слово «баро» означает «большой» или «главный».
Судя по тому, что в 2023 году, по крайней мере, часть цыган принимала участие в выборах (см. публикацию на 47news) - в основном, граждане зарегистрированы по месту жительства. Можно предположить, что и дома у них как-то зарегистрированы.
Хотя, конечно, не все. Судя по фотографиям и телесюжетам, дома в цыганской части деревни построены настолько плотно, что официально их легализовать, то есть поставить на кадастровый учет, даже по дачной амнистии не получится. Хотя вообще-то наличие незарегистрированной постройки - не преступление: регистрация - право, а не обязанность гражданина.
«Совместное проживание» кочевых общин с постоянным населением редко обходится без конфликтов. Чаще всего - из-за наркотиков (к котлярам, судя по публикациям СМИ, такие претензии возникают реже), из-за особенностей национального характера, музыки, свадеб и т. д.
В спокойной ситуации конфликты решаются на бытовом уровне, иногда доходит до перестрелки. Когда власти начинают активно искать «внутренних врагов», от релокантов до квадроберов, без цыган, надо полагать, дело тоже не обойдется.