Найти в Дзене

"Субстанция" - фильм о принятии себя, который вы не захотите смотреть.

Когда я увидел “Субстанцию”, я сразу понял, что об этом фильме будет пост, но писать его буду долго время спустя. Так и случилось. Дело в том, что Субстанция - это то произведение кинематографа, которое уверенно пересекает границу между развлечением и искусством, твердо обозначая свое высокое положение. Задача этого фильма - не развлекать вас и не давать двухчасовую жевачку для мозгов, позволяющую отвлечься от реальности и на время расслабиться, забыв о своих волнениях и тревогах. Его задача - бить в самый центр вашей души, заставить встретиться с самыми важными страхами и переживаниями. И поэтому писать о таком фильме нужно спустя время, восстановившись от непростой хирургической операции, вскрывающую все то, от чего пытается убежать современный человек мегаполиса. Сразу первый интересный факт - этот фильм четко делит людей по возрасту. В кинотеатре по завершению сеанса те, кто был помоложе 25-27, громко нервно смеялись. Те же, кто был старше - сидели в ступоре, с взглядом, направленн

Когда я увидел “Субстанцию”, я сразу понял, что об этом фильме будет пост, но писать его буду долго время спустя. Так и случилось. Дело в том, что Субстанция - это то произведение кинематографа, которое уверенно пересекает границу между развлечением и искусством, твердо обозначая свое высокое положение.

Задача этого фильма - не развлекать вас и не давать двухчасовую жевачку для мозгов, позволяющую отвлечься от реальности и на время расслабиться, забыв о своих волнениях и тревогах. Его задача - бить в самый центр вашей души, заставить встретиться с самыми важными страхами и переживаниями. И поэтому писать о таком фильме нужно спустя время, восстановившись от непростой хирургической операции, вскрывающую все то, от чего пытается убежать современный человек мегаполиса.

Сразу первый интересный факт - этот фильм четко делит людей по возрасту. В кинотеатре по завершению сеанса те, кто был помоложе 25-27, громко нервно смеялись. Те же, кто был старше - сидели в ступоре, с взглядом, направленным глубоко внутри себя. Поэтому учитывайте это, если захотите сами прикоснуться к вечному - чем старше, тем тяжелее.

Сюжет фильма во многом условен и напоминает притчу. Жила-была актриса Элизабет, бывшая популярной в молодости настолько, что ей отлили свою звездочку на Голливудском бульваре. Но сейчас ей уже под 50 и все, что осталось от былой популярности - роль ведущей в утренней гимнастике. Но и этого её лишает продюсер, обосновывая решение “В 50 у женщин все останавливается”, не уточняя, что именно это “все”.

Жизнь Элизабет теряет смысл. У нее есть пентхаус на вершине небоскреба, где висит ее же огромный портрет, но кроме этого- ничего. Семья, друзья, дети, хобби не сумели найти места в ее мире, вращающемся только вокруг нее самой.

Но, как обычно в притчах, приходит посланник с “подарком”. Этот дар - самое ценное, что только может вообразить Элизабет. Возможность вернуть молодость, когда ее тело было красиво и упруго, а весь мир хотел ее то самое “все”, о котором говорил продюсер.

Но есть нюанс - она буквально разделяется на две части, каждая из которых должна жить ровно неделю и потом передавать эстафету другой. Пока это единственное правило будет соблюдаться, сохраняется равновесие молодой и нынешней Элизабет . Но если нет - быть большой беде. Ведь как настойчиво повторяет посланник: помните, вы одно целое и главное - баланс.

В сюжете есть несколько вопросов, на которых намеренно не дается ответа. Например, не до конца понятно, как именно связаны сознания молодой и нынешней части. Если они действительно одно, то непонятно, почему происходит вражда. Если они разные - то пропадает смысл вообще всей процедуры, на которую решилась Элизабет.

Но я воспринимаю все происходящее как образ, за которым обсуждаются более важные вещи. Элизабет - человек, который себя глубоко не любит. Весь смысл ее жизни состоит в том, что любовь она способна получать только из окружающих, через оценку ее тела. И эта зависимость настолько важна, что даже угроза жизни не дает ей уничтожить молодую часть, которая буквально пожирает ее, кусочек за кусочком.

Неслучайно важный момент отводиться квартире Элизабет. Хотя ей 50, она все еще пытается жить жизнью двадцатилетней. Она не хочет заводить семью, у нее нет друзей и каких-либо интересов, выходящих за пределы ее статуса звезды, которую все любят. И она не просто скучает по молодости, она завидует и ненавидит ту часть себя, которой всё ещё доступно это.

Это и является самой главной проблемой Элизабет. Любой человек стареет и перестает быть нужным обществу. Но те, кто принимают эти изменения и растут вместе с цифрой в паспорте находят новые смыслы жизни, позволяющие оставаться счастливыми.

Ну а если человек не может полюбить себя и принять как есть, а не как красивую картинку, которая должна оставаться вечно любимой не смотря не на что - то даже “Субстанция” окажется проклятием.

Субстанция - сложный для просмотра фильм, который ставит перед человеком ребром самый важный вопрос его жизни - насколько он принимает самого себя и готов к тому, что его время рано или поздно неизбежно уйдет. Я не хочу когда-либо его пересматривать, но могу сказать, что его главная мысль закрепилась у меня в душе намертво - нет ничего хуже, чем отсутствие любви к себе.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"