Найти в Дзене
Записки не краеведа

Историческая справка о казацкой одежде

Ввиду занятий комиссии при главном управлении казачьих войск, по вопросам об упорядочении обмундирования и снаряжения казаков – возбужден среди казачества местный интерес, породивший многие толки при обсуждении вопроса о необходимости изменения покроя чекменя существующего образца. Ещё в 1822 году, в представленной генералом Денисовым записке, настоятельно доказывалось неудобство современного казачьего обмундирования узкого покроя, и о необходимости возвратиться к старинному казачьему обмундированию.
В последующее время неоднократно возбуждались частные вопросы по этому предмету, но официального разрешения им не было, и казачеству оставалось частным путём, практически разрешать этот насущный свой вопрос, что и выразилось полным отчуждением казаков от своего мундира – не ношением его в домашнем быту и ограничением употребления в полках только для смотров и парадов. В остальное же время службы, при нетребовательности начальства на пограничных кордонах, экзекуциях и по полиции в гражд

Ввиду занятий комиссии при главном управлении казачьих войск, по вопросам об упорядочении обмундирования и снаряжения казаков – возбужден среди казачества местный интерес, породивший многие толки при обсуждении вопроса о необходимости изменения покроя чекменя существующего образца.

Ещё в 1822 году, в представленной генералом Денисовым записке, настоятельно доказывалось неудобство современного казачьего обмундирования узкого покроя, и о необходимости возвратиться к старинному казачьему обмундированию.
В последующее время неоднократно возбуждались частные вопросы по этому предмету, но официального разрешения им не было, и казачеству оставалось частным путём, практически разрешать этот насущный свой вопрос, что и выразилось полным отчуждением казаков от своего мундира – не ношением его в домашнем быту и ограничением употребления в полках только для смотров и парадов. В остальное же время службы, при нетребовательности начальства на пограничных кордонах, экзекуциях и по полиции в гражданском ведении – казаки изворачивались сообразно времени года – в шинелях, в полушубках, домашних теплушках или рубашках.

С введением в 1875 году казачьих полков в состав кавалерийских дивизий, регулярное начальство не могло уже так снисходительно относиться в попущениях к способу употребления казачьего обмундирования, и начались предъявляться требования обязательного ношения узаконенного казачьего обмундирования, причём формальный чекмень для всех стал оказываться несостоятельным, по неудобству сложного покроя, непрочности в носке и дороговизне в постройке из тонкого ворсованного сукна.

После прошедшей турецкой кампании, в числе многих возбужденных вопросов по обмундированию и снаряжению войск, возник вопрос настоятельной необходимости по пересмотру предметов обмундирования и снаряжения в казачьих частях.
Ряд последовавших затем казачьих комиссий под председательством генералов Андрианова, Хрещатицкого и Жеребкова – решали поставленный вопрос о безотложной необходимости изменения ныне существующего образца казачьего чекменя. Запрошенные строевые и административные начальники, со своей стороны, все без исключения тоже подали своё мнение в пользу такого разрешения вопроса.

Для настоящей комиссии, представляется более чем когда-либо обильный материал для разрешения поставленного ей вопроса, и надо быть уверенным, что комиссия широко воспользуется этими данными для окончательного разрешения вопроса и фактического проведения в жизнь.

Что же касается общественных вкось и вкривь толков, по поводу изменения казачьего обмундирования, мы со своей стороны полагаем уместным и своевременным – дать историческую справку о казацкой одежде, - и тем направить общественное обсуждение вопроса на более устойчивую почву.

Типы казаков
Типы казаков

В известном исследовании Висковатова, изданном по Высочайшему повелению в 1844 году под оглавлением: «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» - установлено с полной фактической достоверностью, что между XIV и XVIII веками в Великороссии у простонародья, верхняя одежда была под названием – азям или сермяга. У князей или богатых людей узкий кафтан, сверху которого надевался ферязь – покроем длинного кафтана с рукавами и с застёжками спереди.

Верхняя же одежда употреблялась под названием охабень, длинный до пят с прорехами под рукавами и с откидным воротником до половины спины. Такого же покроя одежда, без воротника, называлась однорядкой.
Охабень и однорядка носились в рукава, без рукавов и в накидку.
Правом ношения, только придворных, была одежда под названием – терлик, уже, короче и щеголеватей ферязи; турский кафтан, без воротника и петель, закидывающийся одной полой на другую, правой на левую, и застёгивавшегося только у шеи и на левом боку; зипун, подобен кафтану, но с короткими петлицами и без козыря (воротника).

В историческом описании войска Донского Сухорукова приводится, что казаки, отправляясь в поиски на суше и на море, оговаривались – «идём добывать зипуны», за что и прозвали их с древнего времени – зипунниками. Тот же историк далее приводит: тут «можно было видеть много в бархатном и камчатном кафтане… другого – в атласном и настрафильном зипуне. Иные одевались в турецкие, черкесские или калмыцкие одежды. Немецкого же платья казаки чуждались. Сему обычаю не изменили они даже до конца XVIII столетия».

В ответе посланцу Государя Михаила Фёдоровича, Протасьеву, Донские казаки говорили: «прежде у нас были лучшие зипуны, когда во всякое время под Азов да на море ходили».
В описи Донских казаков при Государе Алексее Михайловиче из Азовского сидения, турецкому султану Ибрагиму – говорится… «
приехал к нам, казакам, за кровавыми нашими зипунами? Ведомо же вам, что по сие время никто даром зипунов не снимал с нас».

В истории о Донских казаках, составленной в 1778 году, Ригельманом, говорится – «платье казаки носят почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками».

Исследуя, далее, вопрос о старинной казацкой одежде, у Висковатова находим:

Донские казаки за время Петра I, приобретая себе оружие и одежду вооружёнными руками, не могли иметь однообразия, ибо эти предметы были сбором вещей, принадлежавших по народности русским, татарам, туркам, черкесам и калмыкам. У малороссийских казаков, одежда менее сложна, проще, заимствованная в большинстве от поляков (жупан, свитка, контуш). Но у всех казаков были шёлковые турецкие кушаки, куньи или барашковые шапки и покрой одежды широкий, просторный, и длинные полы.
Типы казаков
Типы казаков

Император Пётр I, возвратившись в 1696 году из путешествия заграницу – отменил при дворе пышность одежды, а в 1700 году и саму одежду народную заменил западноевропейского покроя, сперва венгерской, а потом немецкой и французской. Для войск же установлена форма одежды, почти, общая всем войскам иностранных государств северной и западной Европы. Главные части обмундирования составляли из просторного почти до колен верхнего платья, под названием кафтана и под ним носили такой же длины камзол. Для защиты от ненастья служила короткая суконная епанча (плащ без рукавов с отложным воротником).

Указ Императора Петра I, о бритье бород и замене народной одежды немецкой, на казаков не был распространён, и Донские казаки в 1705 году через своего атамана Савву Кочетова, принесли Монарху благодарность за столь милостивое внимание к их обычаям, выражаясь так:

Мы, Донские казаки, пожалованы и взысканы великим Государем пред другими народами. К нам по сие время не прислано Царского указу о бородах и платьях. Мы и теперь носим платье по древнему обычаю, какое кому из нас нравится: одни любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки, другие привыкли ходить в русских платьях стародавнего обычая, что кому лучше хочется, тот так и делает, в том между нами, казаками, распри или какого посмеха не бывает. Немецкого же платья никто из казаков не носит, да и мастеров, которые умели бы делать немецкое платье, нет в наших городках. Кроме изволения Государского, у нас, казаков, и охоты нет к немецкому платью, а если будет на то Государское изволение, то мы его воле не будем противиться.

Посылаемые русскими Государями Донским казакам – «за их верныя службы» - ещё со времён Государя Фёдора Иоанновича – денежное жалованье, порох, свинец и подарки сукон, в царствование Петра Великого, соображаемо с заслугами казаков, было значительно увеличено и войско Донское получало ежегодно – денег 5 000 рублей, хлеба 6500 четвертей, вина 500 вёдер, пороха 230 пудов, свинца 115 пудов и 430 поставов сукна.

С другой стороны, со времени царствования Петра I, на Дону между казаками стала проявляться зажиточность и домовитость, а вместе с этим – устанавливаться однообразие в покрое платья, верхнего кафтана или черкески и нижнего – полукафтана или архалука.

Более подробное и точное описание казацкой одежды – принявшей один общий покрой, - относится ко времени воцарения Императрицы Екатерины II. Из сохранившихся достоверных сведений – первые казаки, обмундирование которых получало непременные цвета сукон были: казачий полк крепости святого Дмитрия, переименованный в 1769 году из Азовского, и вновь учреждённые тогда же полки Азовский и Таганрогский. По штату, конфирмованному для двух последних 9 сентября 1769 года – в Дмитриевском полку кафтаны, шаровары и верхи шапок полагались светло-голубые, - в Азовском синие, в Таганрогском зелёные.

В это же время, вообще, для казачьих войск устанавливалось обмундирование следующее: верхний суконный кафтан с прорехами под пазухой, подпоясанный цветным кушаком, - суконный же исподний полукафтан или бешмет, суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги и шапка из смушки с суконным верхом.

Типы казаков
Типы казаков

В 1774 году, по указу Светлейшего князя Потёмкина, почти все казачьи войска имели определённые цвета форменной или строевой одежды, а именно:

  1. Донское – верхние кафтаны (черкески), голубые с отворотным воротником, обшлагами и подбоем красными; исподние полукафтаны (бешметы), шаровары и верхи шапок голубые; кушаки малиновые с жёлтой бахромой.
  2. Яицкое – кафтан, полукафтан – синие, верх шапок, подбой и кушаки – малиновые.
  3. Волжское – кафтан, полукафтан – красные, верх шапок, подбой и кушаки – голубые.
  4. Оренбургское - кафтан, полукафтан – светло-синие, верх шапок, подбой – красные, кушаки чёрные.
  5. Астраханское – кафтан, полукафтан – тёмно-коричневые, верх шапок, подбой и кушаки – голубые.
  6. Кизлярское – кафтан, полукафтан – красные, верх шапок, подбой – голубые, кушаки – жёлтые.
  7. Моздокское - верхний кафтан синий, исподний полукафтан, шаровары, верх шапок – красные, кушак – жёлтый.

У всех казаков, края верхних кафтанов и исподних полукафтанов – обшивались узкой жёлтой тесьмой, - а цвет сапог был произвольный.
Офицеры имели обшивку на кафтанах и поверх шапок – золотой тесьмой. Сапоги все носили цветные, а кушаки с примесью серебра и золота или совсем золотые и серебряные.
Подобная же форма одежды – кафтаны и полукафтаны или черкески и бешметы, - была установлена князем Потёмкиным, с 1764 года – для формируемых регулярных пикинёрных полков из славянских инородцев и малороссийских казаков.
Для вновь сформированного Бугского казачьего войска, 7 ноября 1789 года, установлены формой одежды – короткие кафтаны и чекмени, вместо плащей из белого сукна.

Во всём описании казацкой одежды это первое появление названия чекменя повторяется с большей определённостью покроя в описании формы для казачьей команды (50 человек), прибывших в 1793 году с Дона в состав Гатчинских наследника Великого Князя Павла Петровича войск. Верхние кафтаны или чекмени – синие, с половины груди вниз расстёгнутые и со стоячими воротниками, полы длинные, на четверть недостающие до земли, и куртки красные под исподом; шаровары голубые; шапки из чёрной смушки с красным верхом и белыми кутасами, кистями и султаном.

Типы казаков
Типы казаков

В то же время, сформированная Донская конвойная команда (1763-1796 годы), обмундирование имела, по образцу бывшего у казаков легионных команд, входивших в состав Петербургского и Московского легионов, и состоявшее из верхнего зелёного кафтана или черкески с отворотами воротника и бортов на красном подбое и красного полукафтанья или бешмета из стамеды – с обшивкой серебряного галуна. Полы до колена. Широкие шаровары из красного сукна с зелёной лампасной выкладкой и с нашивкой по ней серебряного шнура. Пояс из чёрной стамеды. Мерлушковая высокая шапка с красным шлыком и небольшой серебряной кистью. Епанча (плащ) белая. Шашка через плечо, на узком ремне.

Высочайшим указом 18 августа 1801 года повелено вводить в войске Донском, взамен установленной ещё со времени воцарения Императрицы Екатерины II форменной одежды, нижеследующее обмундирование:

  1. В домашнем быту:
    Чекмень или кафтан из тёмно-синего сукна с выпушкой по воротнику и обшлагами из красного сукна; шаровары тёмно-синие с красной, вдоль бокового шва выкладкой, причём дозволялось носить в сапоги. Шапку в 5 вершков, чёрной смушки с красным суконным верхом (шлык).
  2. В полковой или строевой службе:
    Чекмень из тёмно-синего сукна, с выпушкой в каждом полку особого цвета, предоставленного на произвол войскового атамана. Шаровары тёмно-синие с выкладкой по цвету выпушки. Шапку такую же, но с прибавлением белых нитяных шнуров и кистей, и с султаном из белых, а в корне из чёрных и оранжевых перьев и с верхом по цвету выпушки на чекмене. Чекмени по издревле-сохранившемуся в войске Донском обыкновению, велено подпоясывать кушаками, коим цвета не назначались, а только подлежало наблюдать, чтобы в одном и том же полку они были по возможности одного цвета. Описываемые чекмени, назначалось носить в холодное время года, с 1 сентября по 1 мая, а для остального времени устанавливалось носить, одного цвета с чекменём, полукафтаны или куртку, заправляющиеся в шаровары.

В 1808 году – генералам, штаб и обер-офицерам даны на плечи чекменя и куртки – серебряные шнуры, свитые вдвое на подобие жгута, а нижним чинам – погоны из синего сукна с красной выпушкой. В 1812 году воротники, вместо скошенных впереди, носить прямые застёгнутые на крючки. Выпушки и выкладки – одного цвета – красные.

В 1814 году, в бытность Российских войск в Париже – жгутообразные шнуры заменены на генеральских и офицерских мундирах – серебряными эполетами.

-6

В Черноморском войске, с 1816 года, утверждено обмундирование и вооружение одинаковое с существовавшим в войске Донском с прибавлением только на чекменях откидных на спину рукавов.

В Кавказском линейном казачьем войске, поселённом сначала царствования Императора Александра I – как одежда, так и вооружение, и конский убор – заимствованы от горских народов.

В Астраханском войске, в 1817 году – Высочайше утверждено обмундирование и вооружение, вместо кафтанов и архалуков, одинаковое с войском Донским, но выпушки и выкладки – жёлтого сукна.

В Уральском войске, в 1806 году, указано носить обмундирование общеутверждённого казачьего образца – чекмень синего сукна с выпушкой и выкладкой на шароварах малинового сукна. До настоящего же времени удерживалось установленное прежде обмундирование, состоящее, по описанию, из суконного малинового цвета зипуна, обложенного вокруг воротника и по низу рукавов, белой тесьмой или галуном, с пятью на левой стороне пуговицами, - и нижнего бешмета-архалука голубого цвета. Суконные голубого цвета шаровары. Кожаный пояс с пороховницей, пулечницей, натруской и медной смазницей. Сверх пояса бумажный голубого цвета кушак. Шапка малинового сукна, высокая с чёрным меховым околышем.

В Оренбургском войске, в 1803 году, непременному казачьему полку, повелено иметь обмундирование и вооружение одинаковое с войском Донским, но выпушка, выкладка и верх шапок – малиновые.

В Сибирском линейном войске, в 1802 году, не имевшем до сего общего определённого обмундирования и вооружения, - повелено принять и руководствоваться по этому предмету, как для войска Донского установленного.
В 1812 году этому войску в «
вящее отличие – усердия и исправности к Высочайшей службе, пожалованы на пики кавалерийские флюгера».

При дальнейших частных изменениях покроя чекменя, присвоенного казачьим войскам в 1825, 1837, 1838 и до 1845 года полы чекменя оставались ниже колена. В 1845 году отменены в употреблении куртка или полукафтанье и в то же время установлено полы чекменя урезать на один вершок выше колена, сообразно росту от талии, длиной в 7-8 и 9 вершков.

В 1855 году, полы чекменя, установлены, без различия роста, в 7 вершков; а в 1874 году, приказом по Военному ведомству за №2, - указано: полы как кирасирам, драгунам и казакам в 6 вершков.

-7

Из вышеизложенного попытаемся сформулировать два вопроса.

  • Со времён глубокой старины – в присвоении донскими казаками привилегированного одеяния зипуна, - в прозвании зипунниками, - в посыланиях казаков в отписях, грамотах и речах на права свои добывать зипуны, - в угрозах их своим врагам, смертельно защищать кровавые зипуны, - и в прославлении себя в песнях… «По синю морю гулять, зипунов-то доставать…». «Доныне ещё никто даром зипунов с нас не снимал», - не должны ли мы признать, зипун Донского казачества, не только излюбленным народным одеянием, но и символом у него – свободы воинского достоинства, благородства и привилегированности своего сословия?
  • Может ли назваться традиционным казачьим одеянием чекмень, взятый с татарского плеча для вновь сформированного казачьего Бугского войска и распространённый на коренное казачество, с последующими искажениями его покроя, из верхнего покрова, широкого, длинного – до узкого, на щипок сшитого, с регулярным обрезом пол?

Станичники наши давно опротестовали свой мундир, в простоте душевной, выражаясь: «одно слово – кургузка, ни мотни тебе, ни ширинки не прикрыть. Срамота одна».

Б. В. Е.
Газета «Приазовский край» № 50 от 27 февраля 1892 года.

Для тех, кому плохо от слова "Казацкий".

-8

НавигаторКазачье войско
Подборка "Снаряжение казака на службу"