Чем больше погружаешься в Русское деревянное зодчество, тем больше начинаешь понимать простоту и красоту той логики, благодаря которой создавались уникальные памятники. Памятники, что до сих пор радуют всех неравнодушных к нашей истории и традициям.
В данной статье я не буду привязываться к каким-либо конкретным отрезкам нашей истории, не буду упоминать о тех или иных этапах рассвета и заката эпохи деревянных зодчих. Не стану заниматься художественным анализом произведений русского деревянного зодчества (РДЗ). Слава Богу, до меня всё это было сделано неоднократно. Я попытаюсь донести своё понимание тех принципов, на основе которых, на мой взгляд, базируется русское деревянное зодчество. И, как мне думается, данные принципы не потеряли своей актуальности и сейчас.
Для этого я прибегну к смеси литературного и технического жанров. Так, мне кажется, будет проще донести некоторые мысли до читателя.
Как известно, существуют базовые условия для формирования и развития любой цивилизации как в материальном, так и в культурном плане. К этим условиям я отношу пять основных пунктов (есть, конечно, еще и другие):
1. Социально-экономический уклад.
2. Наличие ресурсов.
3. Агрессивность среды выживания.
4. Степень внешних угроз.
5. Степень изоляции.
Следуя этим исходным данным, с уверенностью можно перейти ко второй стадии логических рассуждений уже применительно к нашим предкам:
1. Родовой, а далее общинный уклад, позволяющий мобилизовать большие людские ресурсы для строительства крупных объектов.
2. Неограниченное количество местного строительного материала в виде брёвен.
3. Тяжелые условия выживания, граничащие с экстремальными. А также зона нестабильного земледелия. Выживание в таких условиях может обеспечить только общественный уклад (Пункт 1).
4. Постоянное наличие внешних угроз и постоянная экспансия, как единственный способ борьбы с этими угрозами. (Не во всём конечно, но во многом).
5. Малая степень проникновения внешнего культурного влияния в силу труднодоступности и огромных пространств ареала расселения.
Итак, что мы имеем в результате сочетания вышеуказанных пунктов. Огромные просторы с неограниченным количеством леса и возможностью концентрации человеческих ресурсов. А так же наличием массы недругов - от которых, хочешь не хочешь, а надо защищаться. И первое, что лично мне приходит в голову, - это деревянная крепость или город, как единственный способ выживания в таких условиях.
Деревянный город – вот та основа выживания, которая была заложена изначально и которая дала начало развития РДЗ в виде острогов, монастырей, крепостей.
С прошествием веков деревянные города превратились в каменные, монастырские стены стали основой безопасности на огромных территориях, а остроги стали незаменимым средством колонизации бескрайних Сибирских просторов. Но в основе всего этого так и осталась необходимость выживания и способность быстрого возведения укрепленного жилища, как средство реализации этой необходимости.
Основным же параметром возможности возведения такого жилища всегда лежит простота. Отсюда рождается первый постулат, наполняющий смыслом и логикой РДЗ.
Простота.
Простота, которая обеспечивает скорость возведения и надежность конструкции. Простота, которая даёт возможность вовлечения в процесс строительства практически всё трудоспособное население. И во многих случаях это играло решающую роль.
- Вторым, но не менее важным фактором в формировании логики РДЗ к которому я пришел, опять же, является выживание. Но выживание не в аспекте защиты от внешних врагов, а в аспекте способности вести хозяйственную деятельность в суровых климатических условиях. И здесь опять включаются коллективные функции, а также простая логика выживания, которая не позволяет создавать ничего лишнего и не оправданного с точки зрения функционально использования.
Из вышеизложенного я вывожу второй постулат о том, что в РДЗ (по крайней мере на начальных этапах развития) не было и не могло быть вещей не облечённых практическим смыслом.
Делая промежуточный итог в понимании логики и основ РДЗ вывожу два основных принципа:
1. Простота. Как в общем, так и в деталях.
2. Функциональность. Опять же, как в общем так и в деталях.
В РДЗ вы никогда не найдете архисложных форм, элементов, деталей. Любой, даже кажущийся с виду сложным, объект всегда можно всегда разложить на ряд более простых составляющих. А те в свою очередь - на ряд еще более простых элементов. В основе этой простоты лежит, как сейчас скажут, модульный принцип построения, в основе которого - бревно как материал и человек как основная производственная сила.
Конструктивной основой любой постройки РДЗ всегда служит клеть (сруб), как простейшая модульная единица. А ведь если задуматься, то как же еще древние деревянные зодчие могли создавать такие шедевры (пример – Преображенская церковь на острове Кижи), в которых не применялись строительные механизмы. Да и далеко не всякий современный строительный специалист с высшим образованием смог бы разобраться в их конструкции.
В РДЗ вы никогда не найдете не функциональных элементов. Каждый из них будет нести в себе определенную функцию, и уже только потом сочетать в себе эстетическую (декоративную) составляющую. Конечно, в процессе развития многое становится не так однозначно, но это уже повод для дискуссии. Я же говорю о тех базовых принципах, которые были заложены изначально и которые формировали РДЗ, как историко-культурное явление. Дальнейшее развитие РДЗ, конечно же привело к усложнению и совершенствованию форм и технологии. Но при всем при этом понимание основ осталось неизменным.
Возвращаясь к исходным пунктам можно сказать также следующее - высокая степень изоляции позволяла довольно долгое время не только сохранять традиционные формы, но и развивать их без внешнего культурного воздействия. Именно поэтому РДЗ, особенно на Русском Севере и в Сибири, не только самобытно развивалось довольно долгое время, но и сохраняло архаичные формы вплоть до начала XX века.
Итогом моих познаний РДЗ явился вполне простой алгоритм понимания «красоты и меры», который даёт возможность ориентироваться в дебрях деревянной архитектуры, а так же отделять русское деревянное зодчество от всего того, чем оно не является и являться не может.
Ещё публикации по теме РДЗ Что такое русский дом и О типологии традиционной русской гражданской архитектуры
Больше статей и проектов на моей странице Вконтакте