Монументальное итальянское кладбище Кампо-Санто находится в старой части Пизы на так называемой «площади чудес» – Пьяцца-деи-Мираколи. Оно входит в один архитектурный ансамбль вместе с Пизанским собором, Баптистерием Святого Иоанна и Пизанской башней. Все эти памятники средневекового зодчества вместе с площадью имеют статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. О том, какие смыслы кроются в термине «кампосанто», какие легенды ходят об этом месте и почему для многих это не кладбище, а художественный музей под открытым небом, расскажем в этой статье.
Термин «Кампо Санто» (в переводе Святое поле) впервые упоминается в документах XIII века для обозначения мортуария, сооружения для траурных похоронных обрядов. В обыденной речи он использовался в слитном варианте «кампосанто» как синоним слову кладбище. Приставка «святой» давала понять, что речь идёт о христианском захоронении.
Существуют и другие трактовки значения этого словосочетания, например, «кровавое поле» или «земля крови». Такое определение соответствует месту, на котором появлялись «Святые поля» или, иначе говоря, первые христианские кладбища. Они образовывались на заброшенных древнеримских «ипподромах», овальных сооружениях, на которых когда-то проводились скачки, состязания на колесницах и другие зрелищные представления. Перед использованием эту территорию освящали привезённой из Палестины землёй.
По легенде, Кампо-Санто в Пизе было построено на месте, на которое епископ Убальдо де Ланфранки бросил горсть земли с Голгофы, привезённой в 1202-1204 годах крестоносцами. Поэтому, дескать, тела праведников, захоронённых тут, превращаются в прах всего за несколько дней.
Если обратиться к историческим фактам, то строительство массивного готического прямоугольника внутреннего двора началось в 1277 году, а было закончено в 1464-ом. К этому времени на площади уже стояли собор, баптистерий и башня. Изначально здесь планировалось воздвижение церкви Святой Троицы, но проект был изменён. Так и появилось Кампо-Санто, место упокоения знатных семей, правителей города и выдающихся людей своего времени – художников, писателей, профессоров университета.
Внешняя стена Кампо-Санто представляет собой каменное кружево, сотканное из 43 глухих готических арок и двух входных порталов. Внутри можно увидеть не менее красивые и тонкие сплетения арок, колонок и декоративных обрамлений в виде лепестков и бутонов. Помимо скульптур XIV века, мраморных надгробий, рельефных саркофагов, Кампо-Санто открывает посетителям свои величественные фрески на внутренних стенах. Именно благодаря им кладбище получило славу галереи под открытым небом.
Изначально с 1360 года здесь было создано не меньше 26 произведений (больше 300 метров росписи), но, к сожалению, большая из них часть была разрушена. В начале XIX века ощутимый урон фрескам нанесли военные действия Наполеона Бонапарта. Но более разрушительным для них стал 1944 год, из-за войны большая часть композиций исчезла.
Спасённые и отреставрированные произведения сегодня можно увидеть в специальном «Зале фресок». Среди них изображения «Страшного суда» и «Ада», детали которых (летящие ангелочки) словно бы срисованы с античных саркофагов, находящихся в этом же помещении. Но самой известной фреской Кампо-Санто считается занимающий отдельную стену «Триумф смерти», созданный после ужасной эпидемии чумы 1348 года.
Перед зрителем словно бы разворачивается масштабная картина фантастического рассказа. Левая часть фрески затрагивает тему бренности и скоротечности жизни. Художник изобразил группу знатных людей, возвращающихся домой с охоты. По пути где-то в глубине леса они набрели на три открытые могилы. Мужчины и женщины приходят в ужас от увиденного, их позы, лица и жесты показывают страх и отвращение. Кто-то зажимает нос, чтобы не чувствовать отвратительный запах смерти.
Рядом с открытыми гробами на скалистом склоне горы изображён старый монах со свитком. На бумаге можно прочесть послание покойных: «Мы были, как вы, вы будете, как мы». Если поднять глаза выше, то можно увидеть часовню и отшельников, чья жизнь была христианским идеалом в то время.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!