Проблема подростковой наркомании становится актуальной как никогда. Это связано с доступностью информации о том где и как приобрести наркотик. Под наркотиком будем понимать все вещества,изменяющие сознание, не зависимо от того, разрешен ли он на территории РФ или нет. В том числе к наркотикам отнесем алкоголь, сигареты и никотинсодержащую продукцию, совершенно спокойно продающуюся на прилавках. Даже тот факт, что продажа несовершеннолетним данных вещей строго регулируется и контролируется законодательством, получение их подростками из официальных источников не исключено с помощью своих старших товарищей. Так же существуют различные пути приобретения через интернет-сервисы. Думаю, многие замечали различные надписи на стенах, гаражах или асфальте, часто, даже, не понятные для обычного человека, но совершенно ясные для наркомана. Наряду с распространением наркомании среди подростков прослеживается тенденция к умоложению данной проблемы. Родители, порой, не замечают первых признаков зависимости у своего ребенка, думая, что он ещё маленький. И когда к тому моменту ,когда проблема становится очевидной, ребенок, фактически, уже ,"махровый" наркоман.
По данным разных отечественных и зарубежных авторов, число подростков в возрасте от 11 до 17 лет, хотя бы однократно употреблявших наркотические вещества, колеблется от 36,6 до 65,1%, алкоголь — от46,4 до
93,2%, табак — от 37,9 до 75,0% (Коэн, Флеминг, Глэттер и др., 2000). То есть групповая подростковая поведенческая норма, исходя из приведенных данных, включает в себя кратковременное и эпизодическое употребление психоактивных веществ. То же касается и иных форм зависимостей. Следовательно, цель — избежать даже ситуации пробы психоактивных веществ. Но в реальности необходима профилактика систематического и неконтролируемого самим подростком употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими, формирование установки на здоровый образ жизни со становлением ответственности за последствия даже однократного употребления, к примеру, наркотических веществ.
Давайте определимся, имеются ли границы нормы и патологии в рамках зависимого поведения? Многие зависимости не приводят к выраженному нарушению адаптации (к примеру, анорексия или интернет-зависимость), не являются тотальными (т. е. охватывают не весь круг жизни, а лишь ее часть) и часто с течением времени, с возрастом, когда минует пубертат и юность, бесследно исчезают. Критериями патологичности подросткового зависимого поведения называют не столько «статичную» сиюминутную дезадаптацию, сколько «лонгитудинальную» перспективную дезадаптацию. Специалистов и родителей страшит не то, что подросток совершает какие-либо действия и поступки, противоречащие взрослым нормам, а то, что подобный патологический стереотип поведения закрепится и приведет к «сквозной» дезадаптированности.
Попробуем разобраться с истоками заболевания. Как мы знаем, у каждой болезни есть свои предпосылки и факторы риска.
Подавляющее большинство специалистов, изучающих наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения, сходятся во мнении, что в основе подобного поведения лежат доболезненные (предпатологические) личностные особенности, в силу чего у индивида и сформировалась зависимость. Наиболее часто упоминается такая характеристика, как инфантильность, или психический инфантилизм. Считается, что именно эта особенность наиболее часто лежит в основе формирования зависимого поведения. Как правило, зависимость, инфантильность и внушаемость как качества зависимой личности прекрасно сосуществуют и «гармонируют». А. В. Логунов (1985), говоря о «семейном факторе» в развитии наркомании, указывает на значимость неправильного воспитания. При гиперопеке формируется незрелая личность (психический инфантилизм) без мотивации к труду с установкой на получение удовольствий, без ответственности за свои поступки. При переходе в подростковый возраст такие дети проявляют себя как дезадаптированные личности, неспособные к принятию собственных решений, позитивной деятельности. В качестве средства ухода от проблем они очень скоро начинают использовать психоактивные вещества.
Для оценки и отнесения человека к зависимому типу выделяют
перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:
1) неспособность принимать решения без советов других людей;
2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;
3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4) затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
6) плохая переносимость одиночества— готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;
7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8) охваченность страхом быть отвергнутым;
9) легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.
В структуру зависимой личности входят характеристики наивности, простодушия, непосредственности — базовые для формирования свойств внушаемости. Под наивностью понимается неопытность и неосведомленность. Подросток, склонный к наркозависимости, часто не имеет всей полноты правдивой информации о том, каковы реальные последствия употребления наркотических веществ. Его представления об этом носят детский, непосредственный характер. Он часто склонен удивляться, обижаться и разочаровываться в силу отсутствия точного понятия о реальности. Простодушие — это бесхитростность, неточное понимание смысла поступков окружающих, излишняя доверчивость. Такой человек часто попадает впросак из-за слишком непосредственного, инфантильного взгляда на жизнь. Под влиянием сформировавшегося зависимого поведения его простодушие оборачивается противоположной стороной — лживостью.Для подростка, склонного к формированию зависимых форм поведения, характерна категоричность в суждениях. Он воспринимает мир двухцветным: черно-белым. Он не склонен к компромиссам, особенно в сфере значимых отношений. Для него существует только «либо все, либо ничего».Подобные проявления пронизывают зависимую личность альтернативностью: любить—ненавидеть, желать—отвергать, радоваться—горевать. У такого подростка нет тонких эмоциональных переживаний. Он склонен к гротескному восприятию и оцениванию себя и окружающих. Вследствие этого качество умеренности («разумности потребностей») у него отсутствует.
Таким образом, проблема наркомании в целом и подростковая наркомания как частный вариант, не появляется из ниоткуда. В данном вопросе нужно понимать, что вопросами профилактики нужно озадачился уже на этапе формирования у ребенка личных качеств. И, важно, обращать внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка, которые как могут быть одним из периодов взросления так и признаком зависимости.
ОПРОСНИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ-АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТИНСТРУКЦИЯ
Тебе нужно ответить на вопросы. Внимательно читай вопросы и выбе-
ри ответ, который больше всего подходит тебе. Здесь нет правильных или
неправильных ответов. Ты хорошо можешь справиться с этим заданием, у
тебя все получится. Нужно отвечать по порядку на каждый вопрос. Если тебе
что-то будет непонятно, спроси.
Молодец, ты все понял и можешь начинать отвечать на вопросы.
ОПРОСНИК
1. Про меня говорят, что я неугомонный, не могу долго оставаться
спокойным
2. Я часто обижаюсь, мне часто бывает жалко себя или хочется
плакать
3. Даже тогда, когда мне бывает тяжело или плохо, я все равно
знаю, что у меня в все будет хорошо
4. Я люблю что-нибудь придумывать, например, разные игры, зада-
ния или что-то интересное
5. Я часто болею, и болею с самого детства
6. Я все люблю делать сам, и у меня все получается
7. Я знаю, что любую ошибку всегда можно исправить
8. Мне сложно усидеть на одном месте, я постоянно ерзаю и вер-
чусь
9. Когда я сержусь, то выхожу из себя, психую, и могу подраться
10. У меня часто бывает плохое настроение
11. Про меня говорят, что я усидчивый и спокойный
12. Мне часто делают замечания учителя, у меня плохие оценки за
поведение
13. Я оставался на второй год из-за неуспеваемости в школе
14. У меня бывают мысли, что я не хочу жить
15. Если мне что-то не понятно, я не стесняюсь этого, и спрашиваю
16. Я часто пропускаю уроки, прогуливаю школу, сбегаю с уроков
17. Я освобожден от занятий физкультуры
18. Ко мне часто несправедливо относятся
19. Я не люблю быть первым
20. Даже тогда, когда у меня что-то не получается, я все равно довожу
это до конца
21. Я часто бываю виноватым или чувствую себя виноватым
22. У меня бывают мысли, что я что-то могу сделать неправильно или
делаю не так, как нужно
23. Мне тяжело отвечать у доски, и мне трудно первому/первой под-
нять руку
24. Про меня говорят, что я стеснительный, застенчивый человек
25. Мои родители очень любят меня и заботятся обо мне
26. Бывает, что я забываю или не успеваю сделать домашнее задание
27. У меня хорошие отношения с одноклассниками моего пола (маль-
чиками/девочками)
28. Я легко расстраиваюсь, и меня легко обидеть
29. Дети плохо учатся, потому что учителя плохо учат их
30. Мои родители очень контролируют меня, следят за каждым моим
шагом
31. Я хорошо могу ладить как с ребятами, так и с учителями. У меня
почти не бывает ссор.
32. Мне интересно учиться и я люблю учиться
33. Мне нравится мой пол (что я мальчик/девочка)
34. Кроме этой школы, я еще учусь в другой школе (музыкальной или
художественной) или посещаю спортивную секцию, кружки
35. У меня неполная семья, я воспитываюсь одним родителем (только
мамой или папой)
36. Я не люблю чистить зубы, стричь ногти
37. У меня много друзей в школе и во дворе
38. Родители или учителя часто заставляют меня делать работу, кото-
рую я не хочу делать
39. Мне нравится учиться, учеба и знания мне пригодятся в жизни
40. Если меня наказывают, значит, я заслуживаю этого
41. Мне часто делают незаслуженно замечания
42. Меня в классе не замечают, иногда обижают
43. Я всегда перед едой мою руки
44. Когда я вырасту, мои родители будут гордиться мной
45. У меня хорошие отношения с одноклассниками противоположного
пола (мальчиками/девочками)
46. Дома у меня есть свои обязанности, и я с удовольствием их вы-
полняю (убираю в комнате, мою посуду, мою полы и т.д.)
47. У меня больше плохих отметок (троек, иногда двоек), чем хоро-
ших (четверок или пятерок)
48. Многие из моих одноклассников боятся меня
49. Мои родители часто ссорятся между собой
50. Дети плохо учатся, потому что они сами плохо учат уроки или че-
го-то не понимают
51. Я легко могу помириться, я быстро забываю обиду