Найти тему

ГЕНИЙ

#ГЕНИЙ (от лат. gens, «род», gigno, “рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество - прародитель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Гения. Особенно почитался Гений главы фамилии: в день его рождения Гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Гению господ и патронов по формуле: «Гений нашего Гая», «Гений нашего Марка» и пр. Клятва Гению господина считалась самой священной для раба. Постепенно Гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Гения - добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве Гений соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «о боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что Гений имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без Гения], корпорации, воинские части и т.д. Посвятительные надписи таким Гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что Гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрел культ Гения Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой Гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. Клятва Гению императора считалась самой священной, и нарушение ее приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол Гения - хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351).
#ГЕНИЙ (от лат. gens, «род», gigno, “рождать», «производить»), в римской мифологии первоначально божество - прародитель рода (Nonn. Marc. c. 172), затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Гения. Особенно почитался Гений главы фамилии: в день его рождения Гению приносились дары. Рабы, отпущенники, зависимые люди посвящали надписи Гению господ и патронов по формуле: «Гений нашего Гая», «Гений нашего Марка» и пр. Клятва Гению господина считалась самой священной для раба. Постепенно Гений, рассматривавшийся как персонификация внутренних свойств, стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Гения - добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве Гений соответствует греческому демону (напр., у Апулея в сочинении «о боге Сократа») и занимает значительное место в позднейшей демонологии. Считалось, что Гений имели не только люди, но и города, отдельные местности [согласно Сервию (Serv. Verg. Aen. V 85), не было места без Гения], корпорации, воинские части и т.д. Посвятительные надписи таким Гениям многочисленны по всей империи. Предполагалось, что Гении появляются в виде змей, но изображались они в виде юношей с рогом изобилия, чашей и пр. В эпоху империи особое значение приобрел культ Гения Рима и императора. Последний был введён Августом, присоединившим свой Гений к компитальным ларам, культ которых был наиболее распространённым. Клятва Гению императора считалась самой священной, и нарушение ее приравнивалось к оскорблению величества. Гению Рима был посвящён на Капитолии щит с надписью «или мужу, или женщине», поскольку имя и пол Гения - хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги (Serv. Verg. Aen. II 351).

Е. М. Штаерман.