На этой неделе исполнилось 210 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Будущий поэт родился в Москве 15 (3) октября 1814 года.
Мать, Мария Михайловна, скончалась от чахотки, когда ему было всего два года, а отец, Юрий Петрович, участник Отечественной войны, не имел возможности дать сыну достойное образование, поэтому мальчик воспитывался в усадьбе Тарханы Пензенской губернии бабушкой по материнской линии, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Несмотря на свой деспотический и властный характер, Арсеньева любила внука. В одном из сохранившихся писем она отмечала:
«Он один свет очей моих, всё моё блаженство в нём».
На маленького Михаила не жалели ни сил, ни средств. Елизавета Алексеевна видела смысл жизни во внуке, вкладывалась в его образование и здоровье. Мальчик изучал английский, французский и немецкий языки, играл на скрипке и пианино, занимался лепкой и живописью. Последнее увлечение Лермонтов пронёс через всю жизнь. В детстве поэт испытывал проблемы со здоровьем. Заботливая бабушка нанимала врачей и возила мальчика на Кавказ, что оставило у него яркие воспоминания на долгие годы. Там Лермонтов пережил чувство первой любви:
«С тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны...».
В 1827 году Арсеньева переехала с внуком в Москву, чтобы подготовить его к поступлению в университетский благородный пансион. Там Михаил Юрьевич освоил английскую литературу, новые языки, музыкальные инструменты, активно принялся за чтение и написание собственных произведений, которые публиковались в местном журнале.
Елизавета Алексеевна с Юрием Петровичем не ладили, и бабушка всеми способами пыталась оградить внука. К 1830 году семейная драма обострилась до предела, что сильно ударило по юноше. Он покинул пансион и был на грани разрыва с бабушкой. Через год после смерти Юрия Петровича Лермонтов написал стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»:
«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!».
В августе 1830 года Лермонтов поступил в Императорский Московский университет, но уже через два года его из-за пререканий с экзаменаторами его покинул. Попытка продолжить обучение в Санкт-Петербурге успехом не увенчалась — предыдущие годы обучения засчитать отказались — и мысль об обучении в университете пришлось отложить. Юноша решил поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, и такая перемена карьеры устраивала бабушку. Высокий уровень образования, полученный ранее, позволил Лермонтову без проблем окончить военную школу в числе лучших юнкеров. Однако сам называл эти годы «злополучными», занимался написанием романа «Вадим» и поэм. Юнкер часто уходил в загул, что беспокоило его товарищей.
Выйдя из школы корнетом Лейб-гвардии Гусарского полка, Лермонтов, равнодушный к службе и неистощимый в проказах, не стремится печать свои произведения. «Хаджи Абрек» попал в «Библиотеку для чтения» даже без его ведома, и Михаил Юрьевич долгое время не хотел печатать свои стихи.
Огромным потрясением и в то же время стимулом публично заниматься литературой стала смерть Пушкина, который в значительной мере повлиял на его творчество. На гибель Александра Сергеевича Лермонтов откликнулся знаменитыми строками стихотворения «Смерть поэта»:
«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..».
Произведение быстро распространилось и сделало Лермонтова известным, но привело к аресту. Только пушкинские друзья, близкие к императорской семье и бабушка Елизавета Алексеевна, смогли помочь поэту избежать жестокого наказания. Уже знаменитый Лермонтов был переведён на Кавказ в том же чине.
Несмотря на то, что прапорщик провёл на Кавказе несколько месяцев, он, как и в детстве, получил незабываемые впечатления, которые легли в основу его многих произведений. Лермонтов восхищался природой, жизнью горцев, фольклором.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Лермонтов создал поэмы «Демон» и «Мцыри», написал стихотворение «Думы». Юношеская веселость поэта почти исчезла.
В 1840 году Лермонтов провёл дуэль с сыном французского посла Эрнестом Барантом, в которой выстрелил в сторону после промаха оппонента. За недонесение о дуэли и показания при аресте Михаил Юрьевич вновь был переведён на Кавказ, но в этот раз личным приказом императора Николая I его отправили на первую линию. Там Лермонтов отличался «мужеством и хладнокровием». Параллельно он разрабатывал одно из главных произведений в своей жизни — роман «Герой нашего времени». Первое издание вышло ещё при жизни Лермонтова и было быстро раскуплено.
Роковой для Михаила Юрьевича стала встреча с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым, с которым поэт учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Заносчивый и задорный Лермонтов в очередной раз задел самолюбие Николая Соломоновича. Дело усугубило то, что рядом находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Разгневанный бывший майор вызвал обидчика на дуэль.
Лермонтов до конца не принимал ситуацию всерьез. Во время поездки к месту дуэли Михаил Юрьевич шутил и был уверен, что оппонент не станет стрелять. По основной версии, поэт выпустил пулю вверх и улыбнулся. Мартынов ответил долгим прицеливанием и точным выстрелом прямо в грудь. Лермонтов присел, а затем упал. Ему было всего 26 лет.
В Историческом музее хранится самое крупное в мире собрание автографов поэта — тетрадь автографов и рисунков 1830 — 1841 гг., известная литературоведам как «Тетрадь Арнольди» или «Чертковская тетрадь». Перед последним отъездом из Петербурга на Кавказ, весной 1841 года, Лермонтов оставил свои книги и рукописи близкому другу и родственнику Акиму Павловичу Шан-Гирею. Часть их после гибели поэта Шан-Гирей передал Императорской Публичной библиотеке, а связку рукописей и рисунков Лермонтова отдал Л. И. Арнольди, брату своего командира. Впоследствии они были переплетены в тетрадь. После смерти Л. И. Арнольди в 1860 году его вдова передала тетрадь известному московскому коллекционеру А. Д. Черткову, собрание которого в 1870-х гг. перешло Историческому музею.
На 168 листах тетради среди черновых автографов поэта — драма «Арбенин», поэма «Беглец», рукописная копия последней версии поэмы «Демон» с авторской правкой и вставками, а также повесть «Штос», которую Лермонтов не успел закончить.