В Каннах я, опять-таки, не бывал, но обладателя «ветки» этого года посмотрел в Каннах у нас дома — на фестивале «Маяк» в Геленджике (кстати, если вам интересно почитать про программу оттуда — маякните в комментариях). И я могу вам без тени сомнений сказать, что фильма с более полярными отзывами я попросту не встречал в этом году; разве что «Джокер 2», но о нём в следующий раз.
Так вот, награжденный Гретой Гервиг фильм Шона Бэйкера («Проект “Флорида”») захейтили с самых разных сторон. Одни сказали, что неуместно в 2024 году награждать фильм, в котором ключевые роли играют русские актеры. Другие обвинили фильм в отсутствии своего лица — мол, это парафраз «Красотки», только, опять же, с russian Timothee Chalamet в главной роли. Третьи сказали, что это награда «для своих» — мол, режиссёрка «Барби» во главе жюри просто закинула приз кинчику, что ей самой пришёлся по вкусу. Кто-то даже добавлял, мол, это всё «повесточное комьюнити» постаралось, жаль, что вещал без шапочки из фольги на башке. Ну и, наконец, еще один страшно популярный аргумент Бабы Яги против — мол, это в принципе кино не для Каннской программы, а, максимум, для какого-нибудь «Сандэнса» (а что плохого в «Сандэнсе»?). Типа, не кино про высокое, а чуть ли не зрительская комедия в духе «Горько!» (кстати, топ фильм, можете отписываться).
Это я специально только негативные реакции собрал — разумеется, были и положительные, но с ними всё проще: те, кому кино понравилось, просто кайфанули от фильма. И я среди них. Сейчас объясню.
Главная героиня — заглавная Анора (хотя ей это имя не нравится и она просит называть ее Энни, а то и Аней). Молодая девушка, работающая стриптизёршей в бруклинском клубе, и, в силу происхождения (ее бабушка — узбечка, выросшая в СССР), немного знает русский и даже может на нем говорить, пускай и с кошмарным акцентом. Однажды в клубе появляется кучерявый балбес Ваня Захаров (Марк Эйдельштейн) — сын русского олигарха, который сорит деньгами налево-направо. «Обработать» его предлагают как раз Аноре, и между ними быстро вспыхивает симпатия. Тогда Иван предлагает ей за деньги побыть его девушкой. Аня не против — ей забавный паренек понравился, да еще и можно неплохо пополнить бюджет. Но «работа» быстро оборачивается взаимной влюбленностью — и вот оба уже бегут в загс в Вегасе (важная деталь!), чтобы стать мужем и женой.
Это, правда, не нравится консервативным родителям Ванька (их играют Алексей Серебряков и Дарья Екамасова), которые тут же вылетают в США частным рейсом на сеанс воспитания. И заодно присылают крестника свежеиспеченного мужа, армянина Тороса (Карен Карагулян, любимый актёр Шона Бэйкера) — священника в местной церкви и, по совместительству, «решалу», улаживающего вопросы семьи. Вместе с ним помочь пацану одуматься отправляются глуповатый помощник Гарник (Ваче Товмасян), а также недавно нанятый Захаровыми молчаливый Игорь (Юра Борисов). В общем, «Горько!» в Бруклине ждать не стоит: эти люди изо всех сил постараются, чтобы вынудить Ивана расторгнуть брак и отправить нахлебницу Анору (которая, правда, искренне в Ваню влюблена) восвояси.
Я решил рассказать про сюжет чуть подробнее, потому что российский трейлер, как мне кажется, очень сильно фильму вредит и показывает его совсем не с той стороны (о чудеса монтажа!). Моя знакомая сама сказала, увидев его, что не будет смотреть «Анору», потому что ей «показалось, что это какая-то тупая российская комедия в духе “Билета на Vegas”» (жесть, да?). Но те, кто в курсе, кто такой Шон Бэйкер, прекрасно понимают, что он последний, кто будет делать «тупую комедию». Если вы, кстати, не видели его предыдущие фильмы, то я настоятельно советую вам ознакомиться. На мой взгляд, это не лучший его фильм — коллеги вот уважают «Проект “Флорида”, а лично я очень люблю «Мандарин». Но это вовсе не значит, что «Анору» не стоит смотреть, ровно наоборот. По мне, так это один из лучших фильмов года, и вот почему.
Для начала: я терпеть не могу «Красотку». Посмотрел этот ужасный фильм в уже сознательном возрасте и, конечно же, не смог очароваться идеей женщине превратить себя в игрушку для богатого мужчины. Нет, то есть, так, конечно же, бывает, и, наверное, часто, но ничего в этом романтичного и хорошего нет. Достаточно сказать, что 80% этого фильма — мужчины, включая режиссера, сценариста и ¾ продюсеров. Хотя история, вообще-то, про судьбу женщины. Так вот, «Анора» — это тотальная деконструкция «Красотки». Вместо сахарной истории о том, как смазливая секс-работница заграбастала богатенького Ричи — честное кино о том, что последует за этим в реальной жизни.
И фильм недаром назван именем главной героини, потому что кино, в первую очередь о ней. О девушке, вынужденной выживать и зарабатывать, что искренне повелась на обещания наивного молодого мажора, который ничего в жизни, кроме как трахаться, играть в «плойку» и сорить деньгами, не умеет. Сразу хочу сказать тем, кто захочет написать в комментариях, типа «да она просто дура тупая» — может быть оно и так, но разве она не заслуживает сочувствия за то, что совершенно искренне очаровалась Иванушкой-дурачком? Шон Бэйкер всегда снимал именно про таких людей — про тех, кто находится на социальном дне, и мимо которых мы проходим мимо, либо же презрительно тычем в их сторону, как на отбросов общества. Бэйкер показывает, что это тоже люди, со своими чувствами, мечтами, проблемами. И что они тоже хотят жить по-человечески.
При этом, фильмы Бэйкера никогда не были какими-то, знаете, депрессивными, или заточенными сугубо на «социалку» — он ловко играется жанрами, сочетает печальное с веселым, драму — с отличной комедией. Помимо Бэйкера, так мастерски умеют делать еще, например, Андреа Арнольд («Американская милашка») и братья Сэфди («Неограненные драгоценности»). «Анора» в этом плане — идеальный гибрид авторского и зрительского кино. Фильм довольно длинный (почти 2,5 часа!), и я бы, на мой субъективный вкус, сделал его чуть-чуть покороче, но здесь это оправдано, так как концентрация событий какая-то совершенно сумасшедшая. Допустим, уже после венчания Ани и Вани, когда по их душу приезжают решала Торос (какой же Карен Карагулян потрясающий актер!) и его сообщники, начинается натуральный слэпстик. Я не буду ничего спойлерить, но скажу так: развести Анору (во всех смыслах) будет крайне непросто, недаром Тарантино в свое время позвал Майки Мэдисон на роль прислужницы дьявола в «Однажды… в Голливуде».
Ситуационная комедия сменяется почти что детективом, детектив наслаивается на роуд-муви по дорогам Бруклина, и все это варится в густом месиве любимого жанра Бэйкера — гипер-реалистичной трагикомедии. Я крайне настоятельно советую смотреть фильм если не в оригинальной сборке (по недоброй традиции, часть сцен из фильма для российского проката вырезали), то хотя бы просто с субтитрами — иначе вы пропустите примерно половину обаяния этого удивительного фильма. Я не видел фильм в дубляже, но там явно не будет изысканного сочетания языков, с вкраплениями диких неологизмов. Например, из этого фильма я узнал о существовании слова «чичиряка», и отдельное удовольствие — как оно звучит на английском. И еще раз воздам должное Карену Карагуляну — он говорит на смеси русского, английского и армянского языков, и это отдельный аттракцион (а словосочетание «fucking сволочь маленький» вообще в топ киноцитат).
Короче говоря, это кино, которое дышит жизнью — и это, конечно, главное, ключевое его достоинство, то, за что «Анору» и наградили главным призом Канн. Ситуации, в которых оказываются герои по ходу фильма, очень узнаваемы, понятны и жизненны. Вне зависимости от того, были ли вы в стрип-клубах, выходили ли замуж за сыновей олигархов и гуляли ли в Бруклине. И от того, какой вы национальности, кстати, тоже — да, в фильме есть русский паренек, который, конечно, оказывается той самой fucking сволочью маленьким. Ну вы правда думали, что это все любовь до гроба? Говорю же, деконструкция «Красотки», все честно. Есть русский олигарх в исполнении Серебрякова — и, кстати, ну такой, обычный олигарх, даже в меру обаятельный.
Но камон, как будто вы не знаете таких детей-мажоров, сорящих деньгами (если не лично, то хотя бы представляете точно). Именно так они себя и ведут. И как будто вы не знаете таких ребят, как герой Юры Борисова. Простой парень-работяга в капюшоне, который даже когда связывает телефонным проводом руки разбушевавшейся стриптизёрше, делает это не со зла, а просто чтобы она кого-то, например, себя, не убила в процессе бурной истерики. Как будто не видели таких девушек, как сама Анора — добрых, наивных, хотя и с бесовщинкой во взгляде дамочек, ужасно обаятельных и искренних одновременно. Это все очень узнаваемые типажи.
И лично у меня есть огромная, настоящая, неподдельная гордость за то, что в такие времена, когда части русских людей закрывают путь за пределы России, в Каннах побеждает вот такое кино. Не идеальное, не без огрехов и других поводов понегативить. Но в котором нашим актерам дают реально развернуться от души, наиграться в кайф и закрепиться на олимпе мирового кино — российские артисты уже вовсю коллекционируют фоточки с мировыми знаменитостями благодаря гастролям с фильмом по всему миру. И да, повторюсь: это кино, которое стоит посмотреть и самому составить свое мнение. Едва ли вы что-то потеряете, зато наверняка получите удовольствие от бэйкеровского кинематографа — очень человечного, сделанного с огромной душой и фантазией.