Курсовая работа посвящена исследованию роли бизнес-планирования в совершенствовании деятельности туристических предприятий. В работе рассматривается сущность и особенности бизнес-планирования в сфере туризма, анализируется деятельность ООО "TRAVEL STORE" как объекта исследования. На основе проведенного анализа разрабатывается новый туристический продукт, составляется бизнес-план и оценивается его экономическая эффективность. В работе представлены практические рекомендации по совершенствованию деятельности ООО "TRAVEL STORE" с использованием инструментов бизнес-планирования.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Курсовые, дипломные работы по туризму. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования в сфере туризма
1.1. Сущность бизнес-планирования
1.2. Особенности бизнес-планирования в сфере туризма
Глава 2. Анализ деятельности ООО «TRAVEL STORE» и разработка нового туристического продукта
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «TRAVEL STORE»
2.2. Разработка нового туристического продукта
Глава 3. Совершенствование деятельности ООО «TRAVEL STORE» на основе бизнес-планирования (Бизнес-план нового туристического продукта)
3.1. Описание и характеристика бизнес-продукта
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемого проекта (финансовый план)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Фактором успешной деятельности любой туристической компании является предоставление качественных туристских услуг. Большую часть продаж на рынке туристских услуг, обеспечивает репутация компании, которая формируется путем предоставления качественных туристских услуг.
На мировом рынке, качество, является самым эффективным вкладом в конкурентоспособность туристских услуг. Это отражает коренные перемены, которые происходят в самой природе международной конкуренции в сфере туристических услуг. В настоящее время, стремительно растет и развивается внимание к различным аспектам качества и его практического освоения. Главной целью туризма на сегодняшний день, является планирование и разработка туристских продуктов высокого качества, а также их реализация в практической деятельность.
Однако, переход России на рыночные отношения вносит принципиальные изменения в теорию и методологию планирования в условиях рынка. При этом особое место отводится новой форме планирования - бизнес-плану, который является визитной карточкой предприятия, пропуском в рыночную экономику. Ни одна компания, и в том числе туристская, не сможет достигнуть поставленной цели или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений большинства предприятий. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями.
Процесс бизнес-планирования и структура бизнес-плана для предприятий туризма и индустрии гостеприимства при общей стандартизации и использовании основополагающих принципов и методов бизнес-планирования имеют свои особенности. Это касается специфики представления продукции и услуг предприятия туризма, обоснования рыночных механизмов управления предприятием, использования внутриотраслевых стандартов и нормативов, технологических особенностей производственных процессов и др. Поэтому изучение особенностей совершенствования управления туристическими предприятиями на основе бизнес-планирования выступает актуальным направлением научных исследований.
Предмет исследования – организация бизнес-планирования на предприятии.
Объектом исследования является туристическая фирма ООО «TRAVEL STORE».
Цель исследования - на основе бизнес-планирования рассмотреть возможность совершенствования деятельности конкретного туристического предприятия. Данная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность бизнес-планирования;
- проанализировать особенности бизнес-планирования в сфере туризма;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «TRAVEL STORE»;
- проанализировать возможность разработки нового туристического продукта;
- составить бизнес-план нового туристического продукта;
- провести оценку экономической эффективности предлагаемого проекта (составить финансовый план проекта).
Методы исследования: сбор и анализ учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, системный подход, обобщение.
Информационная база исследования. Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской отчетности, научная и учебная литература, статьи периодических изданий, интернет-источники.
По своей структуре настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования в сфере туризма
1.1. Сущность бизнес-планирования
Усиление конкуренции на отраслевых рынках страны, в том числе и рынка турпродуктов, стимулирует руководство соответствующих организаций идти по пути инновационного развития. Исходной позицией в инновационной деятельности являются маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и партнеров для финансирования инновационных проектов.
Многоаспектность предлагаемых к рассмотрению основных его направлений вызывает необходимость адекватного механизма, способного выбрать из всей совокупности наиболее оптимальные варианты. Сегодня при анализе внутрифирменного планирования в отрасли туризма происходит смещение приоритетов в сторону его важнейшего элемента - бизнес-планирования - как одного из инструментов инновационного планирования. В связи с этим актуализируется эффективность данного вида планирования.
«Эта разновидность плана предназначена для обоснования будущих инвестиционных и инновационных проектов, направленных на развитие фирмы и повышение конкурентоспособности продукции, а также на проведение маркетинга новых товаров (или услуг)»[1].
Место бизнес-плана во внутрифирменном планировании отражено на рисунке 1.
Изучение теоретических положений по исследуемому понятию позволило сделать вывод о существовании неоднозначной его трактовки. Рассмотрим основные подходы к определению бизнес-плана. Согласно К.Н. Петрову, бизнес-план представляет собой «документ, описывающий определенную бизнес-идею и возможные пути ее реализации».
В.П. Галенко утверждает, что «бизнес-план - это программа по реализации какого-либо коммерческого проекта и деятельности предприятия в целом».
По мнению, Б.А. Райзберга бизнес-план - это план осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Глава 2. Анализ деятельности ООО «TRAVEL STORE» и разработка нового туристического продукта
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «TRAVEL STORE»
Компания TRAVEL STORE в Волжском (Волгоградская область) находится по адресу: проспект Ленина, 84а, деятельность компании относится к туристическим агентствам в Волжском. Предприятие имеет три офиса.
Туристическая фирма «TRAVEL STORE» работает с 2014 года. ООО «TRAVEL STORE» в настоящее время успешно функционирует на рынке туризма благодаря:
1) накопленной клиентской базы;
2) опыту и знаниям сотрудников в сфере туризма;
3) наработанным связям с представителями туристических услуг;
4) выгодному и удобному месторасположению – почти в самом центре города, в местах большого скопления потребителей.
Целью компании является организация продажи туристских услуг. Под продажей туристических услуг подразумевается предложение стандартных пакетов туруслуг туроператора и все связанные с ним операции, а также предложение индивидуальных туров. Главной рыночной ролью туристского агентства является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Организационно-правовая форма предприятия и форма собственности – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями являются физические лица. Компания предлагает целый комплекс туруслуг, что является одним из привлекающих потенциальных туристов и путешественников факторов. Во-первых, это организация различного вида туров: как стандартных и нестандартных, так и индивидуальных туров. Стандартными принято считать туры, минимальная продолжительность которых 7 ночей. Их можно назвать своего рода экономтурами. Нестандартные туры отличаются сроками: менее или более 7 ночей. В этом случае необходимо рассчитывать тур посуточно. В зависимости от расчета складывается цена, которая, как правило, независимо от количества дней, выше предложенной на стандартный тур.
Проанализируем сегментирование оказываемых туристических услуг ООО «TRAVEL STORE» по наиболее популярным направлениям (странам). Данные представлены в таблице 1.
По самым активным и популярным в нашей стране направлениям в зарубежные страны на исследуемом объекте ООО «TRAVEL STORE» предоставлены различные варианты туров в Турцию, Таиланд, Вьетнам, Египет. Наибольший удельный вес как в 2015 г., так и в 2016 г. занимали туры в Таиланд (23,04% и 23,9% соответственно), затем в Турцию (20,98% в 2015 году и 21,99% в 2016 году) и Испанию (15,3% и 12,89% соответственно). Как показывает опыт туристического бизнеса, именно по этим направлениям наиболее часто заказываются путевки, что формирует наибольший процент выручки.
Наименьшей популярностью пользуются туры в Японию, Болгарию и Великобританию, Вьетнам и Чехию. Заметно также и общее снижение объема реализованных туристических услуг на 991,9 тыс. руб.
Глава 3. Совершенствование деятельности ООО «TRAVEL STORE» на основе бизнес-планирования (Бизнес-план нового туристического продукта)
3.1. Описание и характеристика бизнес-продукта
Для описания проекта воспользуемся типовой структурой бизнес-плана, основанной на следующих разделах:
- краткое описание проекта (резюме),
- анализ рыночной ситуации и собственных ресурсов,
- план маркетинга, план продаж,
- производственный план,
- организационный план,
- финансовый план.
Резюме проекта. Учитывая возможности и имеющиеся ресурсы, решено разработать познавательную автобусную экскурсию по театрам города, включив в нее элементы анимации. В экскурсию войдут шесть театров города: Новый экспериментальный театр, Царицынская опера, Волгоградский молодежный театр, Волгоградский музыкально-драматический казачий театр, Волгоградский музыкальный театр, а также театр-студия «Хоббитон». В большинстве своем это театры с богатой историей, представляющие не только культурную, но и историческую ценность. Все театры расположены находятся на близком расстоянии друг к другу. Такое расположение театров удобно для составления экскурсионного маршрута, а жанровое разнообразие театров, богатая история и уникальная архитектура помогут экскурсантам представить Волгоград как театральный город.
Таки образом, предполагается, что за первый год при оптимистическом варианте плана продаж будет реализовано 540 пакетных экскурсии, при пессимистическом - 352 пакетных экскурсии.
Производственный план. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Главная тема разрабатываемой экскурсии - театры и театральные деятели Волгограда.
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.