Найти в Дзене

Как Пабло Пикассо «Менины» Диего Веласкеса переосмыслил

Каждому любителю искусства знаком этот безусловный шедевр испанского придворного живописца, созданный в 1656 году. Сложная композиция картины, на которой изображена семья короля Испании Филиппа IV в присутствии свиты, будоражит умы исследователей и по сей день. Заворожила она и Пабло Пикассо. Настолько, что (только представьте!) основоположник кубизма в итоге написал десятки интерпретаций знаменитого группового портрета. Чем же он так его привлёк? Что искал художник, раз за разом, в своём ключе переписывая «Менины» и работая над образами отдельных действующих лиц? Пикассо впервые увидел полотно в музее Прадо в 1895 году, ненадолго прибыв в Мадрид. Ему было всего 14. Он – ученик школы изящных искусств Ла-Лонха с классическими традициями. Кстати, вот ранние работы основателя кубизма, если вы с ними ещё не знакомы: Для юноши знакомство с картиной произошло в поворотный момент его жизни. Так вышло, что всего через несколько месяцев после этого дня от дифтерии умерла семилетняя родная сестр
Угадывается ли в этом авангардном карнавале отсылка к известнейшей картине XVII века?
Угадывается ли в этом авангардном карнавале отсылка к известнейшей картине XVII века?

Каждому любителю искусства знаком этот безусловный шедевр испанского придворного живописца, созданный в 1656 году. Сложная композиция картины, на которой изображена семья короля Испании Филиппа IV в присутствии свиты, будоражит умы исследователей и по сей день.

Диего Веласкес "Менины". 1656. Музей Прадо. Испания.
Диего Веласкес "Менины". 1656. Музей Прадо. Испания.

Заворожила она и Пабло Пикассо. Настолько, что (только представьте!) основоположник кубизма в итоге написал десятки интерпретаций знаменитого группового портрета. Чем же он так его привлёк? Что искал художник, раз за разом, в своём ключе переписывая «Менины» и работая над образами отдельных действующих лиц?

Пикассо впервые увидел полотно в музее Прадо в 1895 году, ненадолго прибыв в Мадрид. Ему было всего 14. Он – ученик школы изящных искусств Ла-Лонха с классическими традициями. Кстати, вот ранние работы основателя кубизма, если вы с ними ещё не знакомы:

Для юноши знакомство с картиной произошло в поворотный момент его жизни. Так вышло, что всего через несколько месяцев после этого дня от дифтерии умерла семилетняя родная сестра Пикассо - Кончита. Спустя год после трагедии он сделал первый рисунок (предполагается, в память о сестре), на котором изображены инфанта Маргарита Испанская и её горничная. Обе светловолосые. Как и его бедняжка Кончита.

"Кончита Пикассо", рисунок, созданный художником в 1894-м, за год до её смерти.
"Кончита Пикассо", рисунок, созданный художником в 1894-м, за год до её смерти.

Когда Пикассо стал зрелым художником и ощутил творческую свободу, он вновь обратился к шедевру Диего Веласкеса. Всего за один год, в 1957-м, кубист написал минимум 44 полотна, отсылающих к оригиналу. Это была серия-размышление. Заимствуя мотив, художник, по его признанию, искал в композиции и сюжете новые грани:

«Предположим, что кто-то хочет просто-напросто скопировать "Менины". Если бы за эту работу брался я, то наступил бы момент, когда я бы сказал себе: что даст, если я помещу данного персонажа чуть правее или левее? И я бы попытался сделать перемещение в моей манере, не особенно заботясь о Веласкесе. Подобная попытка, несомненно, привела бы меня к тому, чтобы изменить освещение, или расположить его по-другому, поскольку я переместил персонаж. Таким образом, (…) это были бы мои "Менины".

И он начал создавать свои, используя приём геометризации пространства. Помещение и люди в его работах во многом напоминают изображение, увиденное в осколках разбитого зеркала:

Пабло Пикассо "Менины. Интерпретация №1". 1957.
Пабло Пикассо "Менины. Интерпретация №1". 1957.

Фигура художника Диего Веласкеса – самая высокая. Его голова едва ли не упирается в потолок, а в руках почти всегда – не одна, а аж две палитры. Так Пабло Пикассо выразил почтение гениальному творцу:

Собака на картинах Пикассо менее всего напоминает мастифа, способного в любой момент защитить Инфанту. От серьёзности и благородства крупного пса-охранника не осталось и следа:

Пёс явно недоволен происходящим.
Пёс явно недоволен происходящим.

Отдельного внимания заслуживает фигура неизвестного в дверном проёме - освещённый чёрный силуэт то совершенно схематичен, то имеет развевающийся плащ. Однако всегда окутан флёром загадочности:

-9

Его Инфанта чаще всего имеет ярко-жёлтый квадратный наряд, выделяющий её среди присутствующих. Искусствоведы Норман Брайсен и Майк Бел так любопытно трактуют этот образ в исполнении Пикассо:

«Фигуры не защищают девочку, а сгущают атмосферу, копошась какой-то нечистью в тёмных углах… девочка, поставленная в центр прямо перед зрителем, беспомощно подчиняется насилию картины».

Тяжёлый потолок давит на девочку, олицетворяя нависшую угрозу. Маргарите, к слову, как и сестре Пикассо, не удалось прожить долгую жизнь. Она скончалась в 21 год.

Впрочем, допускаем и вероятность, что серия работ Пабло Пикассо была создана лишь с целью эпатажа, а наши попытки как-либо всерьёз интерпретировать изображённое художником обречены на провал. Однако силу влияния творчества Диего Веласкеса на Пабло Пикассо нельзя исключать.