В 2021 году в Анапский археологический музей пришел частный запрос о потомках генеалогического древа семьи Ведергорн, проживавших когда-то в Брест-Литовске, Гродно, Белостоке. При работе с фондовыми документами были выявлены интересные факты, которыми хотелось бы поделиться. Анапская семья Ведергорн знакома практически всем, кто связан с краеведением. Благодаря уникальным документам, фотографиям и предметам старинного интерьера, которые собрали и передали на хранение в Анапский музей сестры Ведергорн, написана дореволюционная и советская история Анапы.
Самая старшая из сестер – Клавдия Яковлевна Ведергорн – родилась 8 апреля 1908 года (27 марта по старому стилю) в городе Брест-Литовске (ныне республика Беларусь) в семье мелкого акцизного чиновника, делопроизводителя, имевшего чин коллежского регистратора Якова Яковлевича Ведергорн и его жены – коренной анапчанки Софии Михайловны (урожденной Олейниковой).
В Анапу на постоянное место жительства семья перебралась в мае 1921 года после смерти Якова Яковлевича от сыпного тифа. Клаве в ту пору исполнилось 12 лет, Гале – 10 лет, Ольге (Леке) – 7 лет, Кате – 4 года, маленькой Любочке – всего 2 года.
Семья Ведергорн оставила неизгладимый след в истории нашего города. Все девочки выросли истинными комсомолками, спортсменками и общественницами – активными, настойчивыми, трудолюбивыми. Ольга, Татьяна и Екатерина внесли весомый вклад в развитие отрасли виноградарства и виноделия в Анапском районе. Ольга и Екатерина, закончив Ленинградские Высшие Курсы Прикладной Зоологии и Фитопатологии, получили звания специалистов высшей категории по защите растений от вредителей и болезней сельского хозяйства. Галина работала в лаборатории АЗОС.
Клавдия Яковлевна стояла у истоков создания системы здравоохранения в Анапе: заведовала противомалярийной станцией, участвовала в создании патологоанатомической службы. После освобождения Анапы от немецко-фашистских оккупантов участвовала в восстановлении города и района. Долгие годы заведовала лабораторией Анапской СЭС. Но главная заслуга Клавдии Яковлевны – любовь к истории родного города. Убежденный краевед с феноменальной памятью и завидной настойчивостью, она искала и собирала редкие документы, фотографии, воспоминания анапчан, живших в эпоху становления курорта. Она была одной из первых, кто детально описал Анапу начала XX века, с ее улицами, переулками, домами. Воспоминания, тщательно записанные сначала в ученическую тетрадь, а потом аккуратно перепечатанные и переданные в музей – это не просто слепок памяти, но еще и свидетельство прекрасной творческой натуры человека, подарившего нам историю. За убежденной патриотичностью советского гражданина проглядывает тонкая поэтическая натура.
В одном из разделов её воспоминаний «Анапа юности моей» читаем: «Анапа, в дымке тумана ушедших лет ты видишься мне на берегу Чёрного моря маленькой, беленькой, тихой и уютной, освещённой яркими лучами горячего солнца»; или в описаниях улиц и окрестностей: «Выйдем за город по улице Серебряной. Степной простор. Тишина. Безлюдье»; или в «Послесловии»: «Прошли годы. Анапа стала большим стандартным городом. Очень шумным, перенаселённым летом, с многоэтажными домами и небольшими дворами, где детям нет простора, а взрослым тишины. Над городом нередко клубы дыма и копоти. Это – печально. Но радует глаз обилие и разнообразие зелёных насаждений, асфальтированные улицы. Хорошее электроосвещение на улицах, в многочисленных скверах и парках. Это – чудесно».
Поэтический слог у нее гармонично сосуществует с четким изложением исторических фактов. Многие анапские краеведы использовали воспоминания К. Я. Ведергорн в своих работах. В частности, Л. И. Баклыков написал несколько томов книги «История Анапы», работая с документами архива из фондов Анапского музея. Кроме Анапы, Клавдия Яковлевна передала часть документов в фонды Государственного архива Краснодарского края и Центрального государственного архива РСФСР. Эти документы подтвердили факты создания и продвижения курорта врачами В. А. Будзинским, Н. А. Гундобиным, Н. И. Купчиком, Г. И. Турнером и др. Из разрозненных воспоминаний, редких документов и множества запросов последовательно составлялись жизнеописания видных анапских семей. Она сохранила для потомков память о людях, создававших систему образования в Анапе, продвигавших спорт в массы и т. д. Не только благодаря своим силам, времени, но и за собственные небольшие средства Клавдия Яковлевна часто приобретала ценные предметы, которые безвозмездно передавала в музей. Умерла К. Я. Ведергорн в июле 1990 года.
Вклад Клавдии Яковлевны в сохранение истории Анапы неоценим. Эта женщина, юность которой совпала с рождением нового советского государства, пережившая ужасы Великой Отечественной войны, так и не создавшая семью, всю себя, без остатка, отдала служению Родине, любимому городу и его замечательным людям. Имя Клавдии Яковлевны Ведергорн достойно занять место среди Почетных граждан Анапы.
Ирина Николаевна Федина, старший научный сотрудник отдела краеведения Анапского археологического музея.